– Евгений, какие качества должны быть у актера, чтобы играть в комедии?
– Прежде всего чувство юмора. Если оно есть, значит, артист не боится быть смешным, трогательным и вызывать сочувствие зрителей. Этого можно добиться разными способами. Например, мы видим на экране Чарли Чаплина, который не знает, как перейти улицу, и все время натыкается на машины. А мы это знаем, и поэтому смеемся над его неловкостью. В общем, у смешного давно сложившиеся законы, но эти законы ты каждый раз открываешь в работе над спектаклем. Насмешить зрителей ничуть не легче, чем заставить их плакать. Плохо, если это сделано нарочито, не талантливо, с перебором, если актеры пользуются запрещенными приемами. Но если все профессионально и остроумно, то что в этом плохого? Я артист, который научился быть режиссером и ставить позитивные и светлые спектакли. Кстати, они не всегда веселые. Например, я буду ставить в МХТ имени Чехова «Признаки» Эдуардо де Филиппо. Это светлая и добрая, но очень грустная история.
– С какими артистами вам сложнее работать – со звездами или с теми, которых пока мало кто знает?
– Смотря кого считать звездой. Бывает, что человек снялся в нескольких фильмах или телесериалах, получил пару премий и считает себя какой-то священной коровой. Все, что он делает, может быть только хорошо. Иногда этой звездной болезнью страдают даже студенты Школы-студии МХАТ, в которой я преподаю. Репетиция с такими людьми превращается в кошмар. Помню, я репетировал церемонию вручения одну из премий с одной молодой актрисой (из этических соображений не стану называть фамилию). Мне показалось, что в моей жизни не было ничего хуже этого момента. Зато по-настоящему талантливые люди ведут себя иначе. Видели бы вы, как репетирует Алиса Бруновна Фрейндлих или Инна Михайловна Чурикова. Как они понимают необходимость в режиссере, как внимательны к партнерам, как трепетно относятся к сцене, на которую выходят. По-моему, чем больше талант и выше профессиональный уровень актера, тем проще и адекватнее он себя ведет.