Posted 7 февраля 2010, 21:00
Published 7 февраля 2010, 21:00
Modified 8 марта, 02:21
Updated 8 марта, 02:21
Сегодня работодатель, без предварительного согласия на то профсоюзной организации, не может не только уволить профлидеров, но даже не имеет права подвергнуть их дисциплинарному взысканию или принудительно перевести на другую работу. Однако 3 ноября 2009 года Конституционный суд РФ постановил, что такие нормы противоречат 19-й статье Основного Закона, которая запрещает неравенство граждан в правах. Судьи решили, что увольнять не освобожденных от основной работы профсоюзных активистов можно, не спрашивая на то ни у кого разрешения. В ответ на такой вердикт законотворцы взялись за дело.
Первым на Охотном Ряду появился проект закона, внесенный депутатом Госдумы Анатолием Ивановым. Он предложил прописать в Трудовом кодексе РФ, что дисциплинарные взыскания для профсоюзных лидеров нуждаются в особом порядке применения «в целях эффективной защиты от действий работодателя, направленных на воспрепятствование их профсоюзной деятельности». А привлечь к дисциплинарной ответственности или тем более уволить активиста, не освобожденного от основной работы, можно «только с учетом мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа». Профлидера без его согласия, по этой версии закона, можно уволить практически только по решению суда.
В пояснительной записке депутат с горечью отмечает, что сейчас в России происходит «ущемление прав» профсоюзов, «в первую очередь снижение степени защиты выборных профсоюзных работников, не освобожденных от основной работы». «Это выразилось в известных определениях Конституционного суда РФ», – утверждает г-н Иванов.
Однако вскоре в Госдуме появился другой законопроект, касающийся деятельности профсоюзов. Его внесло правительство РФ. В этом документе предлагается дать работодателю право увольнять как лидеров, так и рядовых членов профсоюза, не освобожденных от основной работы, без согласия на то профсоюзного руководства. В пояснительной записке отмечается, что подобные случаи уже урегулированы Трудовым кодексом. Действительно, в нем сейчас прописывается обязанность работодателя направить свое решение об увольнении сотрудника в профсоюз и даже провести с этим органом консультации в случае несовпадения позиций. Но последнее слово остается за работодателем, который имеет полное право уволить работника при любом исходе переговоров, а несогласный с этим решением профсоюз должен отстаивать свою позицию в суде. В случае принятия правительственного законопроекта работодатели также смогут привлекать активистов «первичек» к дисциплинарной ответственности, ни у кого не спрашивая на то согласия.
Авторы этого законопроекта напоминают о равенстве всех перед законом и судом, и отметили, что сегодня работникам профсоюзов предоставляются «необоснованные преимущества по сравнению с другими работниками». Кроме того, в правительстве считают, что сейчас создается возможность злоупотребления таким правом. Кабинет министров счел также излишним пункт действующего закона, по которому работодатель, решивший перевести члена профсоюза на другую работу, сегодня не может сделать этого без согласия профсоюзного органа. В Трудовом кодексе уже есть норма, согласно которой на другую работу человека можно перевести только с его письменного согласия. «Она в достаточной степени обеспечивает защиту любого работника (не только работника, входящего в состав профсоюзного органа и не освобожденного от основной работы) в случае его перевода», – считают в правительстве.
Лидер независимого профсоюза «Единство» на «АвтоВАЗе» Петр Золотарев назвал поправки правительства «самыми скверными, которые могли последовать в такой острый период жизни государства». «Они станут концом существования свободных профсоюзов. На предприятиях будет процветать рабская психология. К этому, похоже, и стремится правительство, для которого независимые профсоюзы опасны», – заявил «НИ» г-н Золотарев. Он рассказал, что помнит «массу случаев», когда нормы, не позволяющие увольнять членов профсоюзов без согласия самих союзов, «помогали не позволить работодателю расправиться с неугодными сотрудниками». «Российские работодатели хотят быть царями на своих предприятиях и принимать все решения единолично, при этом прекрасно понимая, что условия труда у них далеки от совершенства. И попытки расправиться с недовольными членами профсоюзов они будут предпринимать всегда. Так что им этот закон только на руку», – считает Петр Золотарев. Он рассказал, что сейчас его организация решает вопрос, будет ли она устраивать акции протеста, когда правительственные поправки начнут рассматривать в Госдуме. «Я думаю, что мы все же будем проводить акции протеста и митинги по этому поводу», – заключил он.
Между тем в Комитете Госдумы по труду и социальной политике говорят, что будут обязаны принять правительственные поправки. «Мы не можем игнорировать решение Конституционного суда, но я не считаю его верным, так как существуют категории, обладающие неприкосновенностью. В их число входят активисты профсоюзных организаций», – высказал свою точку зрения глава комитета Андрей Исаев. Однако выбор у законодателей все-таки есть: вместо вызвавшего возмущение профсоюзов правительственного проекта они могут просто одобрить более либеральный законопроект коллеги Анатолия Иванова.
Директор Института проблем глобализации Борис Кагарлицкий советует сто раз подумать, прежде чем отдавать предпочтение законопроекту, спущенному из кабинета министров. «Правительство, конечно, боится растущих социальных конфликтов, но в данном случае оно однозначно встает на сторону работодателей и выступает против профсоюзов и трудящихся. Это будет иметь тягостные последствия для всех сторон», – заявил «НИ» эксперт. По его словам, приняв эти поправки, власть «закроет возможность легального конфликта» и загонит профсоюзы в подполье. Тогда социальные конфликты станут принимать «более жесткие формы» и перестанут быть контролируемыми. «Уже сейчас проходят акции протеста, в которых вообще не участвуют профсоюзы, и с ними властям гораздо труднее справиться, потому что не с кем вести переговоры. А если профсоюзы уйдут в подполье, власти будет также трудно выяснить, кто зачинщик и с кем договариваться идти на мировую», – уверен Борис Кагарлицкий. Он считает, что в случае изменения закона в оппозицию к власти перейдут не только независимые профсоюзы, но и часть официальных, входящих в Федерацию независимых профсоюзов России. «Отдельные лидеры, члены ФНПР, а может быть, и целые его отрасли также пострадают от этого законопроекта и будут крайне возмущены», – заключил эксперт.