Posted 1 февраля 2010, 21:00
Published 1 февраля 2010, 21:00
Modified 8 марта 2024, 07:06
Updated 8 марта 2024, 07:06
Российский болельщик впервые познакомился с миром «Формулы-1» в начале 90-х годов благодаря прямым телетрансляциям, организованным при содействии, между прочим, человека, поднявшего в нашей стране большой теннис – Шамиля Тарпищева. У нас «большие гонки» сразу полюбили нежною любовью. Автор этих строк, будучи студентом, не был исключением: помнится, «двойка» по сопромату стала заслуженным результатом просмотра накануне экзамена Гран-при Монте-Карло и последующего многочасового обсуждения итогов гонки по телефону. Только вот болеть тогда приходилось исключительно за иностранных звезд автоспорта. Кому-то был ближе Найджел Мэнселл, кому-то – Айртон Сенна, но отдельные уникумы фанатели и от Андреа де Чезариса. Изредка, конечно, раздавались голоса – мол, что вы нашли интересного в бдении за монотонно катающимися по кругу машинками? Но российские «формулисты» продолжали болеть – теперь уже за Михаэля Шумахера и Мику Хаккинена, Дэймона Хилла и Дэвида Култхарда. И не теряли надежды, что когда-нибудь удастся увидеть за рулем самого быстрого в мире болида и своего соотечественника. Или, что звучало также заманчиво, посетить лично этап чемпионата мира «Формулы-1» на родной земле.
Работать в этих двух направлениях в России начали незадолго до начала нового тысячелетия. В 1998 году состоялась официальная встреча Тарпищева (в качестве представителя мэра Москвы) с главой «Ф-1» Берни Экклстоуном. В результате появилось постановление о строительстве трассы для «Больших призов» в районе аэропорта «Шереметьево». Параллельно свои претензии на «Формулу» заявили Санкт-Петербург и Тула. Однако все осталось на стадии замыслов. Заинтересованные лица предлагали строить автодром и в Нагатинской пойме Москвы, и в Дмитровском районе Подмосковья, и в Волоколамске, но все прожекты срывались. То ли по бюрократическим причинам, то ли ввиду отсутствия спонсоров, то ли из-за невозможности сторон договориться по хозяйственным вопросам – грубо говоря, как делить прибыль и полномочия.
Такими же тщетными были и попытки внедрить в «Формулу-1» своего гонщика. Ближе всего к «Большим призам» подобрался Сергей Злобин, в 2002 году несколько раз участвовавший в тестах команды «Минарди». Однако поговаривали, что влачившая жалкое существование итальянская «конюшня» заключила контракт со Злобиным только по причине солидных денежных вливаний со стороны российских спонсоров. Ничего примечательного в этих тестах наш соотечественник не показал. Окончательно же звезда первого русского в «Формуле-1» закатилась после того, как Злобин рискнул принять вызов стритрэйсеров и безнадежно проиграл им уличную гонку по Москве. Также был близок к попаданию в первую «Формулу» еще один российский пилот Роман Русинов, но его имя раскручивали в СМИ не столь активно, как Злобина.
И вот наконец-то сбылось. Еще в середине прошлой недели стали появляться сообщения о том, что команда «Рено» подписала контракт с 25-летним россиянином Виталием Петровым, а в воскресенье вечером об этом объявили официально. Напарником нашего соотечественника во французской «конюшне» станет польский пилот Роберт Кубица. Перед началом предсезонных тестов в Валенсии Кубица и Петров представили публике новую машину R30. Россиянин будет выступать в Гран-при под 12-м номером.
Стоит напомнить, что у «Рено» довольно богатая история выступлений в «Больших призах». Дебютировала французская команда в «Формуле-1» еще в 1977 году. Именно в «Рено» добился своих первых побед на этапах Гран-при великий Ален Прост. Однако из-за финансовых проблем «конюшня» ушла из «Ф-1» в середине 80-х годов и вернулась только в 2000-м. В сезоне-2005 «Рено» впервые в истории завоевала Кубок конструкторов, а испанский гонщик команды Фернандо Алонсо стал лучшим в личном зачете. В следующем году «Рено» и Алонсо повторили это достижение, а затем наступил длительный спад. В конце 2007 года команду уличили в похищении у «Макларена» технической информации. А в ходе прошлого сезона выяснилось, что босс «Рено» Флавио Бриаторе подстроил аварию на Гран-при Сингапура-2008 с участием гонщика команды Нельсинью Пике и с целью помочь Алонсо одержать победу в гонке.
И тем не менее «Рено» – это имя в «Формуле-1», солидная марка с традициями. Сейчас у французской «конюшни» начинается, по сути, новый этап – новое руководство, новые пилоты, новые перспективы, новые надежды, которые связаны в том числе и с нашим Виталием Петровым. Теперь Россия будет болеть за «Рено».
Виталий ПЕТРОВ:«Это получилось благодаря отцу»