Posted 31 января 2010, 21:00
Published 31 января 2010, 21:00
Modified 8 марта, 07:06
Updated 8 марта, 07:06
– Богдан Сильвестрович, вы сыграли столько великих людей, что, наверное, и над образом Тараса Бульбы вам легко работалось?
– Как сказать… По-человечески я не мог понять Тараса, и в этом было главное препятствие в работе над ролью. Я не смог бы его простить, поскольку убить свое дитя – для меня за гранью добра и зла.
– Не было желания отказаться от роли?
– Нет, потому что я верил в свое мастерство. Ты берешь Гоголя, Достоевского или Лесю Украинку, и возникают ассоциации. Классики пишут о сложных вещах – как реками льется кровь, как Иуда за 30 сребреников продал Христа, как Раскольников убил старушку-процентщицу, а ты черты этих персонажей находишь в жизни – у своих товарищей, которые тебя предают, обманывают, лгут. Конкретно из своей жизни вырываешь факт, воспоминание, обиду…
– А как складывалась работа над ролью олигарха Константы, которого вы сыграли у Занусси в фильме «Сердце на ладони»? Режиссер рассказывал, что выбрал вас на эту роль, потому что в его родной Польше нет олигархов, а вот в России и Украине они есть…
– И в Польше есть олигархи, только Занусси, наверное, их не знает. Мне было все равно, насколько богат мой герой. Я играл человека, а не олигарха. Мне не важна его профессия, род деятельности, а важны поступки, мотивации, направление мыслей. Я понимал, что двигало моим героем в фильме «Сердце на ладони», – отчаянная попытка спасти свою жизнь. В этом фильме, кстати, со мной снимались сын и внук, правда, в небольших ролях – охранников моего героя.
– На Украине сейчас выборная гонка, и наверняка вы наблюдаете за борьбой главных кандидатов на пост президента?
– Я не люблю политику. Все говорят, что это тонкая вещь, но, видимо, эта тонкость меня и отталкивает. Знаете, как в анекдоте: встречаются два кума, один разбирается в политике, другой нет. И этот второй от злости ему говорит: «Ты можешь мне объяснить, что такое политика?» – «А ты видел, как комар писает?» – «Нет». – «Так вот политика – это еще тоньше».
– Одна из претендентов на пост президента Юлия Тимошенко. Как вы относитесь к женщинам-политикам, да и вообще к успешным женщинам?
– Все в мире относительно. Что в вашем представлении успешная женщина – хорошая мать, участница дефиле или актриса в сериале? Быть матерью, вырастить детей, сохранить семью – это главный успех. У нас модно быть успешной женщиной, то есть с властью, деньгами, связями, но мода проходит, а семья, дети, родители – вечные ценности.
– На ваш взгляд, что необходимо для того, чтобы в наше время снять кино, которое останется в истории?
– Нельзя делать плохие фильмы, а таких сейчас много. Многие ринулись в кино, решив, что это очень просто и доходно. А еще бизнесмены говорят горе-режиссерам: «Ты сними мою жену или меня самого – я дам денег». Но кино – сложная и тяжелая работа. Наш актерский труд, равно как и труд режиссеров, сценаристов, операторов, не легче, чем у шахтера. Фильм должен затрагивать душу и сердце. Если ты пробился хотя бы чуть-чуть к человеку, это уже чего-то стоит. Но достичь такого результата очень непросто. Обожаю Чехова, которого можно играть всю жизнь, и не надоест, потому что у него в текстах нет «формул» и готовых решений. Для меня в искусстве самое главное не спецэффекты, а отношения между людьми. Но включи телевизор – на одном канале стреляют, на другом – убивают, на третьем рассказывают про грабежи и мошенничество. Поэтому надо побольше снимать фильмов, в которых затрагиваются моральные отношения между людьми. Еще необходимы фильмы для детей, а их вообще нет.
– Олег Янковский когда-то на пресс-конференции сказал, что в его биографии есть плохие фильмы и плохие работы. Вправе ли актер говорить вслух о своих неудачах – ведь легенда должна создаваться при жизни?
– Олег Иванович был очень ироничным человеком, и наверняка, сказал о своих промахах не без доли юмора. В жизни каждого человека и, разумеется, актера есть и взлеты, и падения. Думаю, что надо уметь высоко летать и уметь низко падать, но не ползать. Сейчас называть свои неудачи в творчестве не хочу, наверняка, вы и сами их знаете. Но для меня высший пилотаж в профессии – это мастерство перевоплощения, которому я обучаю своих студентов в театральном институте. Перевоплощение – самое трудное и самое верное, что есть и будет в актерской профессии. Это умел делать Анатолий Папанов, как в кино, так и в театре. Я много раз смотрел его работы, пытаясь понять и даже подражать – как это ему удается. И если перевоплощение актера на сцене еще возможно, то в современном кино, увы, все реже.