Posted 27 января 2010, 21:00
Published 27 января 2010, 21:00
Modified 8 марта, 02:21
Updated 8 марта, 02:21
Сквозной темой вечера стал роман Художественного театра и его Автора. В основе сценария – письма, воспоминания и документы мхатовского периода жизни драматурга. Ведущие актеры труппы – Дарья Юрская, Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Анатолий Белый, Дмитрий Назаров и приглашенная актриса МДТ Ксения Раппопорт заняли места за пюпитрами, чтобы в сопровождении живого оркестра воскресить давние строки переписки Чехова с Немировичем-Данченко, Станиславским, Горьким, Марией Чеховой, Ольгой Книппер-Чеховой. Бытовые мелочи в этих документах эпохи сплавлены с пластом размышлений, великие события вдруг предстают в неожиданном ракурсе, увиденные острым взглядом писателя-сатирика. Скажем, рассказ о триумфальной премьере в МХТ накладывается на шутливые жалобы драматурга, который прозяб бегать всю ночь и отвечать на звонки приветственных телеграмм. Актеры-чтецы не пытаются «сыграть» своих героев, но умеют интонацией, неожиданной паузой, вздохом передать дополнительные оттенки слов и фраз. «Твоя собака», – читает Ксения Раппопорт подпись Ольги Книппер в письме к Чехову, и едва слышная пауза перед «собака» вдруг передаст тоску женщины, привыкшей прятать боль за юмором.
Вечер «Наш Чехов» режиссер Евгений Писарев построил на документах начала века – воспоминаниях, размышлениях, сценках-показах мастеров нашего театра. На мхатовском заднике сменяют друг друга фотографии, фрагменты записей спектаклей и киноработ. А звезды нашей сцены вспоминают о своих встречах, о своих постановках, о своих ролях в чеховских пьесах. Марк Захаров размышлял о природе «Вишневого сада», который кажется ему в чем-то родственным Солярису, который изменял природу каждого с ним соприкоснувшегося человека. Алла Демидова вспоминала опыт работы Анатолия Эфроса над «Вишневым садом» на Таганке и монолог Лопахина – Высоцкого, вдруг смыкающийся своим отчаянием с его «Охотой на волков». Олег Басилашвили прочел монолог Андрея Прозорова и рассказал, как на репетиции в БДТ Георгий Товстоногов объяснял, что главная беда российских интеллигентов – в неспособности противостоять открытому хамству, напору, злу: «Сейчас я с каждым днем все больше убеждаюсь в правоте Георгия Александровича и Антона Павловича». Инна Чурикова сыграла кусок монолога Сарры из «Иванова». А Алиса Фрейндлих вышла на сцену Шарлоттой из «Вишневого сада».
Начавшись с премьеры «Чайки», главный театральный роман эпохи – роман Автора и его Театра – завершился юбилейным чествованием драматурга на премьере «Вишневого сада». А на юбилейном вечере в МХТ имени Чехова, очень точно выстроенном по ритму и по смыслу, возрастало ощущение присутствия при конце великой театральной эпохи, одним из самых ярких представителей и символов которой был Антон Павлович Чехов.
На гигантском экране плыли фотографии, в какой-то момент стало казаться, что «там» лиц куда больше, чем здесь. «Наш Чехов», мхатовский Чехов, Чехов, создавший великий театр ХХ века – уходил в прошлое и растворялся в нем. В конце концов, беспрецедентные юбилейные торжества этого года вполне можно рассматривать как своего рода прощание. Потому что ничего так пылко не любит и не ценит человек, как то, что он потерял.