Заместитель главы управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг оговорился: пока еще рано заявлять о том, что служба будет возбуждать антимонопольное дело в отношении РЖД. Он также затруднился назвать сроки, необходимые для изучения сложившейся ситуации. Единственное, что он признал совершенно точно, – граждане жалуются.
Напомним, что скандал из-за вопиющего подорожания билетов на проезд в электричках из подмосковных городов в столицу и обратно начался в конце прошлой недели. Тогда Московская железная дорога объединила столицу в одну тарифную зону с единой ценой за проезд. По городу теперь можно ездить за 26 руб., как на метро, но, как только пересекаешь его границу, включается еще и зональный «счетчик». В результате стоимость поездки даже из ближних городов Московской области, таких как Красногорск, подскочила как минимум в три раза – до 42,5 руб. Примечательно, что с 1 января стоимость билетов на электрички уже повышали на 2 руб. Вот и получается, что тарифы в этом году увеличили дважды.
Как выяснили «НИ», возмущенные жители Москвы и области стали пачками отправлять жалобы не только в ФАС, но и в Общество защиты прав потребителей. Там сообщили, что за этот месяц жалобы на железнодорожников, «связанные с увеличением тарифов на пассажирские перевозки и низким качеством обслуживания», вышли на первое место, опередив даже количество жалоб на торговые сети. В связи с этим защитники прав потребителей обратились в Генеральную прокуратуру РФ с заявлением «о принятии мер прокурорского реагирования» в отношении РЖД.
«Подорожание проезда в Московском регионе аномально. По нашим подсчетам, цены повысились минимум в 2,6 раза. А у людей, которые пользуются таким видом транспорта, с прошлого года практически не выросли доходы», – сообщил «НИ» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.
По его словам, «цены увеличили очень хитрым способом», и, естественно, «вводя единый тариф на проезд по Москве, железнодорожники прекрасно понимали, что для жителей, например, Люберец поездка в столицу подорожает в несколько раз». «Теперь они не смогут сказать, что чего-то не просчитали, – уверен г-н Янин. – Мы надеемся, что ФАС это одномоментное и огромное повышение тарифов признает незаконным и заставит РЖД снизить их. Необходимо отменить дополнительное взимание платы за проезд по Москве с пассажиров, приезжающих из области, и тогда все встанет за свои места».
По его словам, дальнейшая судьба цен на проезд в электричках также будет зависеть и от активности граждан, «от того, будут ли они протестовать, писать письма руководству страны и использовать другие методы отстаивания своих прав». «Если люди не будут молча платить за проезд баснословные деньги, может, повышение цен на билеты и признают не соответствующими законодательству», – заключил г-н Янин.
Между тем в минувший вторник глава РЖД Владимир Якунин в Госдуме жаловался депутатам, что железные дороги уже не в силах бороться с «зайцами» в электричках. Он поведал, что треть пассажиров просто не хочет платить за проезд. Кроме того, г-н Якунин не согласился с необходимостью ограничения тарифов на проезд. Правда, помогут ли заоблачные тарифы в борьбе с безбилетникам, – большой вопрос. По крайней мере небольшой опрос, проведенный на днях журналистами в одном из сообществ Живого Журнала (ЖЖ), показал: 59,7% опрошенных жителей Москвы и Подмосковья после двойного повышения цен на билеты решили попросту не платить за проезд и избегать встреч с контролером. Они подсчитали, что им теперь придется платить за проезд на работу около 3 тыс. руб. в месяц, а многие просто не могут себе это позволить.
Депутат Мосгордумы Вадим Кумин называет действия московских железнодорожников «возмутительными» и считает, что «с этой историей обязательно нужно разбираться». «Добровольно железные дороги не вернут те цены за проезд в электричках, которые были в прошлом году. Где вы видели, чтобы у нас обратно снижались тарифы после того, как их повысили? В стране за последние 20 лет такого прецедента ни разу не было», – заявил «НИ» г-н Кумин. По его словам, антимонопольная служба обязательно должна возбудить по этому поводу дело и начать расследование. Он пообещал, что московские депутаты тоже не останутся безучастными в этой истории и «направят, куда нужно, специальные депутатские запросы, поднимут эту тему на ближайшем заседании Мосгордумы». «Это вопиющий произвол. В этом году в бюджете столицы не предусмотрены деньги ни на улучшение автомобильных дорог, ни на развитие и расширение метро, и для многих людей электричка остается единственным способом добраться до места работы в столицу», – заключил Вадим Кумин.