Posted 26 января 2010, 21:00
Published 26 января 2010, 21:00
Modified 8 марта, 07:09
Updated 8 марта, 07:09
В своем вступительном слове художественный руководитель премии Зоя Богуславская особо подчеркнула, что «Триумф» – это независимая общенациональная премия, независимость которой обеспечивается самой системой анонимного выдвижения соискателей и тайного голосования. Причем мерилом служит не именитость кандидата, а исключительно талант и существенный вклад в развитие современного искусства. Однако, несмотря на свою независимость и претензию на по-домашнему уютную атмосферу, «Триумф» прошел с неизменным пафосом. Участники церемонии (а это в основном бывшие и нынешние лауреаты и их коллеги) поднимались по мраморной лестнице Пушкинского музея, награды получали среди высокохудожественных произведений Васнецова и Рериха, а «обмывали» премии «в компании» молчаливых изваяний греческих богов.
Места в составе жюри вместо ушедших из жизни театрального художника Давида Боровского, балерины Екатерины Максимовой и писателя Василия Аксенова заняли руководитель «Геликон-Оперы» Дмитрий Бертман, писатель Александр Кабаков, а также драматург, режиссер и актер Александр Адабашьян. Кроме того, в жюри премии вошли такие признанные мастера культуры, как Вадим Абдрашитов, Юрий Башмет, Сергей Бодров, Андрей Вознесенский, Михаил Жванецкий, Владимир Спиваков, Инна Чурикова и так и не доехавшие до Пушкинского музея Олег Меньшиков и Владимир Познер. Председателем, а заодно ведущим церемонии стал художественный руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков.
Владимир Спиваков, вручая «Золотого Эльфа» руководителю Московского государственного академического камерного хора Владимиру Минину, сравнил его с Достоевским по важности вклада в мировую культуру. «Если бы человек в свое время не изобрел диктофон, то ничего страшного не случилось бы: это все равно кто-нибудь сделал бы. Но если бы Достоевский не написал свои произведения, то история России была бы совершенно другой», – сказал Спиваков.
Евгения Попова, знаменитого советского литератора, которого в 1978 году вместе с Василием Аксеновым и Виктором Ерофеевым исключили из Союза писателей за издание неподцензурного альманаха «Метрополь», поздравили с «Триумфом» поэт Андрей Вознесенский и публицист Александр Кабаков, говоривший за двоих (по состоянию здоровья Вознесенский не мог самостоятельно озвучить речь). «Евгений Попов ворвался в русскую литературу ожидаемо и все-таки совершенно неожиданно», – отметил Кабаков, добавив, что «триумфатором» Попов стал совершенно заслуженно, поскольку таковым его «провозгласил народ», подразумевая, видимо, под «народом» членов жюри. Сам же Евгений Попов сказал, что «если бы его наградили раньше, то он мог бы возгордиться, как тот повар из рассказа Зощенко, который из-за своей гордыни чуть не утонул в пруду». «А сейчас время самое подходящее», – без лишней скромности добавил писатель.
«Свободный джазмен» Владимир Тарасов, как выразился композитор Алексей Козлов, «может держать в напряжении всю публику, играя на ударных и не прибегая к мелодическим инструментам». Говоря о Тарасове, прозаик Андрей Битов опроверг священную фразу о том, что «сначала было слово». «Сначала был ритм, и ничего с этим не поделаешь», – заявил писатель. В подтверждение своих слов Битов продекламировал стихотворение, а Тарасов, импровизируя, аккомпанировал ему на скрытом в ладонях инструменте.
Обладателями молодежного «Триумфа» стали актеры, фотографы, композиторы, поэты, художники, режиссеры … (Арсений Гробовников, Дмитрий Куличков, Ксения Лаврова-Глинка, Мария Машкова и многие другие). Впрочем, без недоразумения не обошлось. Объявив молодых «триумфаторов», Зоя Богуславская предложила перейти к оглашению основных номинантов, но в зале послышались крики негодования: «Не всех назвали!» Как оказалось, «забыли» нескольких лауреатов, среди которых был и актер Петр Федоров, снявшийся в нашумевшем антифашистском фильме Павла Бардина «Россия-88». «Народ не безмолвствует», – пошутила Богуславская.