Posted 26 января 2010, 21:00
Published 26 января 2010, 21:00
Modified 8 марта, 07:08
Updated 8 марта, 07:08
Фильм с таким этапным названием, как «Материнство», не претендует на глобальное осмысление неисчерпаемой темы. Здесь перед нами – лишь один суматошный день из жизни Элайзы Уэлч (Ума Турман), мамы двоих детей, несостоявшейся колумнистки в журнале, ныне регулярно ведущей свой блог. День особенный для Элайзы, так как нужно подготовиться к детскому празднику в честь шестилетия дочери. А место на парковке уже занял какой-то скандальный тип, а рассеянный муж вечно пропадает, когда он нужен, и нужно еще успеть пробежаться с подругой по распродажам. День наполнен постоянными проблемами и хлопотами, с которыми ежедневно сталкивается любая мать, когда все «на ней».
Фокус в том, что в режиссуре Кэтрин Дикманн все это выглядит чрезвычайно серьезно, ни тени иронии, комическое здесь прорывается будто случайно, вопреки воле авторов. Героиня Умы Турман в очках и бесформенном плаще носится на стареньком велосипеде по Манхэттену, скупая продукты, конфетти-мишуру-свечи на детскую вечеринку и попутно рефлексируя обо всем этом в блоге. Плюс ко всему ее Элайза участвует в сетевом конкурсе на написание эссе из пятисот строк на тему «Что же означает материнство для меня».
Для зрителя фильм о проблемах Элайзы из Нью-Йорка в какой-то момент оборачивается своеобразным микстом из фрагментов таких хитов, как «Секс в большом городе» (как и Кэрри, Элайза тянется к монитору в любую свободную минуту) и «Один прекрасный день». В последнем фильме, помнится, сообща решали родительские проблемы герои Мишель Пфайффер и Джорджа Клуни. Она – разведенка с сыночком, он – одинокий папа лапочки-дочки. И чувства юмора там было побольше. «Материнство» выруливает к болезненному возрастному вопросу. Уме Турман скоро сорок, и она решила поддержать приятельницу-режиссера (тоже мать двоих детей, живущую по соседству) в этой теме. «Материнство» для нее своего рода разминка перед новым этапом съемок, где будут и экранизация мопассановского «Милого друга» (в постановке театрального режиссера Деклана Доннеллана), и новые похождения Невесты в тарантиновском «Убить Билла-3». В производстве сейчас пять фильмов с участием Турман, вряд ли готовой заниматься только такими милыми «беззубыми» проектами, какой они сделали с Дикманн. Экономили подруги на всем: отдельные сцены даже снимали в квартире режиссера. На камео позвали саму Джоди Фостер, разумеется, безвозмездно примкнувшую к такой благородной теме.
Забавно, что весь бюджет «Материнства» – 5 млн. долларов – равняется гонорару Турман времен «Гаттаки» (1997), фильма, на котором она познакомилась с Итаном Хоуком, первым мужем и отцом ее детей. С тех пор гонорары музы Тарантино значительно выросли, Хоук был отправлен «в отставку», а в фотосессиях различного глянца Уму Каруну Турман можно видеть рядом с очень состоятельными мужчинами. Ни капли не похожими на мужа героини «Материнства» – рассеянного «ботаника» вудиалленовского типа. В этой роли выступил Энтони Эдвардс, незабвенный доктор Грин из «Скорой помощи».
Сценарные недочеты и клише в принципе можно «проглотить», если вы, во-первых, обожаете Уму Турман, а во-вторых, способны умиляться детским мордашкам, зачарованно глядящим на именинный торт. А также если не смутит финальное морализаторство, когда недотепа-муж в победном аккорде сообщит, что купил-таки дочке на день рождения малиновый ай-под, который она так просила. И что этот подарок отныне вписывается в семейный бюджет. Размахивая чеком на кругленькую сумму, разумеется.
В итоге получилась легкая, предсказуемо-сладенькая «малобюджетка», без «гэгов» и прочего комизма. Не особенно фестивальная и совершенно не масштабная. Зато о наболевшем.