Posted 19 января 2010, 21:00
Published 19 января 2010, 21:00
Modified 8 марта, 07:13
Updated 8 марта, 07:13
Последние годы спецпроекты «Золотой маски» не только конкурируют с основной программой, но и явно ее переигрывают. Это в первую очередь относится к ставшим традиционными «Премьерам Мариинского театра в Москве», «Премьерам Александринского театра в Москве», а также к самому брендовому проекту столицы – «Легендарные спектакли и имена ХХ века». В этом году в Москве покажут спектакль американского хореографа Марка Морриса «Дидона и Эней». Удельный вес спецпроектов воспринимается тем значительнее, чем менее интересной становится основная программа фестивалей.
В этом году капризный выбор экспертного совета по драме практически лишил нас реального состязания «на равных». За бортом премии, позиционирующей себя как самая профессиональная премия России, оказались два лучших российских режиссера Лев Додин и Петр Фоменко, чье участие в «Маске» в 90 процентов случаев гарантирует им звание лауреата. В этом году и додинское «Долгое путешествие в ночь» (один из лучших спектаклей мастера последних лет), и «Арденнский лес» Петра Фоменко были лишены права на участие. В отсутствие мэтров главным фаворитом фестиваля автоматически становятся прелестные «Рассказы Шукшина» Театра наций, поставленные Алвисом Херманисом (выдвинутым в семи номинациях из восьми возможных). Из четырнадцати выдвинутых режиссерских имен реальную конкуренцию Херманису могут составить Валерий Фокин с лирическим спектаклем «Ксения. История любви» (Александринский театр), Римас Туминас с ярким «Троилом и Крессидой» (Театр имени Вахтангова), Сергей Женовач с пронзительной «Рекой Потудань» («Студия театрального искусства»).
У Евгения Миронова практически убраны все соперники в номинации «Мужская роль» – в конкурсе нет ни Кирилла Пирогова, тонко сыгравшего Жака Меланхолика в «Арденнском лесе», ни образцовых трех мужских ролей в «Долгом путешествии в ночь». Наконец, нет грандиозного Валерия Ивченко – Дона Карлоса в «Доне Карлосе» БДТ (одной из лучших мужских ролей последнего десятилетия).
Можно считать, что эксперты решили, что называется, расчистить площадку для новых имен. Но собственно новое «привозное» режиссерское имя в программе только одно – Тимофей Кулябин («Макбет» в новосибирском «Красном факеле»). Остальные имена давно знакомы: и Анатолий Праудин («Месяц в деревне», БДТ), и Николай Коляда («Трамвай «Желание», екатеринбургский «Коляда-театр»), и Сергей Федотов («Калека с Инишмана», пермский театр «У моста»). Москву в «драматической» номинации в этом году представляют Евгений Каменькович («Улисс», «Мастерская Петра Фоменко») и Константин Богомолов («Старший сын», Театр под руководством Олега Табакова).
Лишив свободы маневра будущее жюри, экспертный совет оказал медвежью услугу и самому фестивалю. Не секрет, что для зрителей главными приманками «Золотой маски» были и остаются санкт-петербургские именитые гости. Если представить, что по капризам случая Мариинка, Александринка, МДТ и БДТ вдруг откажутся приехать на «Маску», фестиваль можно закрывать. Он опять возвратится к статусу московской премии, вручаемой в присутствии гостей из провинции.
Более понятным, но не менее спорным был выбор балетных номинантов музыкального экспертного совета: в программе «Маски» нет ни одного классического балета, поскольку было решено поощрять постановки новинок. Фаворитами считаются два балета Алексея Ратманского – «Конек-Горбунок» (Мариинский театр) и «Русские сезоны», а также Na Floresta в постановке Начо Дуато (Музыкальный театр).
В опере самым популярным композитором года оказался Вольфганг Амадей Моцарт. В программе: «Идоменей» и «Свадьба Фигаро» (Мариинский театр), «Дон Жуан» (театр «Санкт-Петербургъ Опера») и, наконец, «Свадьба Фигаро» Екатеринбургского театра оперы и балета. Среди оперных фаворитов – «Гоголиада» Мариинского – программа из трех одноактных опер, поставленных совершенно разными режиссерами; «Гамлет» Владимира Кобекина в Музыкальном театре; «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, поставленная там же Адольфом Шапиро; «Макбет» Верди в постановке Дмитрия Чернякова в Новосибирском театре оперы и балета. Кстати, в Москву сибирского «Макбета» не повезут, и жюри отправится смотреть его на месте.
В разделе мюзикла и оперетты с постановками профессиональных музыкальных театров, среди которых «Бандиты» Жака Оффенбаха (Саратовский театр оперетты) и «Шербурские зонтики» Мишеля Леграна (санкт-петербургский театр «Карамболь»), соперничает мюзикл «Продюсеры» драматического театра Et Cetera. Основная идея мюзикла Мэла Брукса о размытости профессиональных критериев и оценок, видимо, близка и сегодняшней «Золотой маске», и сегодняшней жизни.