Иракский суд приговорил двоюродного брата Саддама Хусейна – Али Хасана аль-Маджида, – больше известного под прозвищем «Химический Али», к высшей мере наказания, ранее ему уже трижды выносился смертный приговор, сообщает в воскресенье агентство Франс Пресс со ссылкой на местные СМИ.
По информации агентства, Аль-Маджид был признан виновным в отдаче приказа о применении поражающего газа против иракских курдов в населенном пункте Халабджа и приговорен к смертной казни через повешение.
Как напоминает РИА Новости, в марте 1988 года против жителей города Халабджа, находящегося недалеко от границы с Ираном, было применено химическое оружие, в результате чего погибли 5 тысяч курдов. После этого Аль-Маджид и получил свое прозвище «Химический Али». До этого Аль-Маджид, которому в настоящий момент исполнилось 68 лет, уже трижды был приговорен к смертной казни.
В июне 2007 года его признали виновным в геноциде иракских курдов в конце 1980-х годов. Аль-Маджид лично руководил операциями иракской армии, в ходе которых с февраля по сентябрь 1988 года было уничтожено 4,5 тысяч курдских деревень и поселков, тогда были убиты 180 тысяч человек.
Тогда вместе с ним к высшей мере наказания были приговорены также экс-министр обороны Ирака Султан Хашим Ахмед ат-Таи и бывший командующий одной из армейских бригад Хусейн Рашид ат-Тикрити.
В декабре 2008 года иракский трибунал приговорил Аль-Маджида к смертной казни вторично. На этот раз – по делу о подавлении восстания шиитов на юге Ирака в 1991 году.
Третий смертный приговор – уже за участие в расправах над мусульманами-шиитами в 1999 году – ему был вынесен в марте 2009 года, год спустя после того, как президентский совет Ирака утвердил первые два вердикта суда.
Согласно иракской конституции, исполнение смертного приговора возможно лишь с согласия президентского совета, в который, помимо главы государства, входят два его заместителя и премьер-министр.
Отсрочка исполнения приговора Аль-Маджиду, – одному из наиболее ненавистных для иракских курдов и шиитов преступников – объясняется, как отмечали ранее источники в правительстве Ирака, «политическими соображениями» и связана с намеченными на конец января 2010 года парламентскими выборами в стране. Сделано это было по рекомендации «одной иностранной фирмы», которой поручено ведение избирательной кампании возглавляемого Нури аль-Малики предвыборного блока «Государство закона». Расчет, по мнению наблюдателей, строится на том, что казнь «химического Али» накануне выборов добавит популярности главе правительства.
Помимо Аль-Маджида приведения в исполнение смертного приговора ожидают еще пять членов бывшего иракского руководства.
Тем временем сегодня стало известно о том, что бывший заместитель премьер-министра в правительстве Саддама Хусейна Тарик Азиз перенес обширный инсульт, в результате чего лишился речи. Об этом сообщают арабские электронные СМИ со ссылкой на сына политика Зияда Азиза.
Удар, по словам Азиза-младшего, случился с его 73-летним отцом в пятницу, в тюремной камере, откуда он был срочно доставлен в один из багдадских госпиталей. «Нам сообщили, что он упал на пол, а потом полностью утратил способность говорить», – приводит РИА Новости заявление Зияда Азиза.
Тарик Азиз являлся одной из ключевых фигур в бывшем иракском руководстве. В разные годы он занимал посты министра информации, иностранных дел, вице-премьера в правительстве Саддама Хусейна. В течение многих лет курировал вопросы внешней политики, в том числе отношения Ирака с Советским Союзом, а позднее – с Россией.
После падения режима Хусейна в Ираке в апреле 2003 года он добровольно сдался в руки американского командования. Азиз отбывает тюремное заключение по обвинению в причастности к насильственной депортации курдов на севере Ирака, а также по делу 42 торговцев, казненных в начале 1990-х годов за попытку искусственно взвинтить цены на продовольствие в условиях экономической блокады.
Родственники и адвокат бывшего вице-премьера неоднократно просили освободить его из тюрьмы по состоянию здоровья. У Азиза больные легкие, диабет и гипертония, серьезные проблемы с сердцем. Однако суд посчитал, что плохое здоровье не освобождает человека от ответственности.