Напомним, в России пенсионный возраст для женщин составляет сейчас 55 лет, для мужчин – 60. Минфин предлагал рассмотреть возможность постепенного его увеличения до 60–62 лет, что в принципе соответствуют уровню западных стран. Борис Грызлов, в свою очередь, отметил, что депутаты «явно расходятся» с Минфином «в оценке ситуации и оценке того, что нужно делать». «Продолжительность жизни россиян пока, к сожалению, уступает многим развитым странам, – пояснил свою позицию спикер. – В «Стратегии-2020» есть раздел, касающийся повышения качества жизни, которое приведет к существенному увеличению ее продолжительности. Если к 2020 году мы достигнем этих результатов, тогда, возможно, можно будет думать о повышении пенсионного возраста». В ближайшее же десятилетие эту тему, по его мнению, вообще поднимать не стоит.
Научный сотрудник Института социологии РАН Юлия Лежнина считает, что аргументы спикера вполне справедливы. «У нас средняя продолжительность жизни мужчин ниже, чем возраст выхода на пенсию, – пояснила она «НИ». – При этом сегодня многие люди предпенсионного возраста достаточно серьезно больны и даже имеют предписание для получения пенсии по инвалидности. Обычно они этим не пользуются, дотягивая до трудовой пенсии, но если пенсионный возраст увеличить, люди все равно будут уходить на пенсию по инвалидности в прежнем возрасте, а то и раньше».
А вот заместитель директора Независимого института социальной политики Оксана Синявская скорее поддерживает позицию Минфина. «У нас действительно продолжительность жизни одна из самых низких даже среди стран с сопоставимым уровнем развития, но в первую очередь это касается мужчин, – заметила она «НИ». – Многие эксперты полагают, что в первую очередь нам следует повысить пенсионный возраст российских женщин, которые живут почти столько же, сколько европейские, и значительно дольше нынешнего возраста выхода на пенсию».
По словам эксперта, нынешний уровень выхода на пенсию для прекрасного пола уже устарел и морально, и социально. «Это граница, которая устанавливалась еще в 30-е годы прошлого века, когда женщины работали на тяжелых производствах. Сейчас структура экономики совсем другая, – убеждена г-жа Синявская. – Поэтому выравнивание пенсионных возрастов мужчин и женщин имеет смысл, а именно это и продвигает Минфин. Правда, они еще предлагают повысить пенсионный возраст мужчин до 62 лет, но с этим действительно можно поспорить».
Позиция Минфина продиктована суровой необходимостью найти деньги для выплаты пенсий, размер которых существенно вырос в прошлом году и продолжит расти в нынешнем. Еще прошлой осенью вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин сообщил: дотации в пенсионную систему в 2010 году обойдутся федеральному бюджету в более чем 2,5 трлн. руб., что составляет четверть всего федерального бюджета. Эксперты отмечают, что некоторые взятые государством обязательства не обеспечены постоянными источниками финансирования. Для примера: у нас принято решение о валоризации пенсий (денежном пересчете пенсионных прав всех граждан, имеющих трудовой стаж до 2002 года), и определено, что она будет финансироваться из фонда национального благосостояния. Но, по экспертным оценкам, средства в ФНБ закончатся уже через четыре года, а валоризация останется. Сейчас дефицит пенсионной системы покрывается из федерального бюджета, который, в свою очередь, тоже имеет огромный дефицит, покрываемый из резервного фонда. Однако он будет исчерпан уже в этом году.
Дополнительный источник пенсионных средств, по мнению Бориса Грызлова, заключен в повышении эффективности администрирования финансов самим Пенсионным фондом. «Не нужно строить дорогих замков, которые открывают двери пенсионерам, и пенсионеры, приходя в эти дворцы, понимают, что деятели Пенсионного фонда живут существенно лучше, чем они. Это расточительство, это потеря огромных средств», – отметил он. «Пенсионный фонд на себя тратит немного, – не соглашается г-жа Синявская. – Проблема сбалансированности пенсионной системы в том, что у нас уже давно рост пенсий происходит независимо от отчислений в пенсионную систему. Пенсии повышать надо, и государство идет на этот шаг, несмотря на то что вплоть до этого года эффективный тариф отчислений, то есть то, сколько реально платили работодатели, неуклонно снижался».
Г-жа Синявская полагает, что лучше подготовиться к повышению возраста выхода на пенсию сейчас и сделать это постепенно, чем ждать, пока ситуация не заставит власти проделать это быстро и жестко. «По опыту других стран наиболее безболезненная схема – повышение возраста на четыре месяца каждый год. Тогда и работники, и работодатели успевают к этому подготовиться, – пояснила она. – Откладывать эту меру нецелесообразно. Это вопрос, который давно назрел, и рано или поздно это придется сделать. А если мы оставим разговоры об этом до 2020 года, может случиться так, что нам придется резко поднимать пенсионный возраст, что действительно плохо».