Несмотря на то что обвинение требовало для бывшего командира Национальной гвардии Грузии Кобы Кобаладзе более 13 лет заключения, суд счел генерал-майора невиновным в организации мятежа. Ему дали восемь месяцев лишения свободы за незаконное приобретение и хранение огнестрельного оружия. Но поскольку Кобаладзе, арестованный в мае прошлого года, уже отсидел этот срок в тюрьме, его освободили по прочтении приговора. Надо сказать, что на протяжении всего следствия и пятимесячного судебного разбирательства он категорически отрицал свою вину и даже прибег к длительной голодовке.
Напомним, что на рассвете 5 мая 2009 года бронетанковый батальон, расквартированный на военной базе в Мухровани (в 30 км к западу от Тбилиси) объявил о неподчинении властям. Руководство страны, в свою очередь, обвинило танкистов в организации антигосударственного мятежа. Первоначально были арестованы 10 военных, 13 гражданских лиц, семеро сотрудников военной полиции. Кроме того, следственные действия проводились в отношении около 700 человек, служивших в Мухрованском батальоне. Трех офицеров – Коба Отанадзе, Гия Криалашвили и Леван Амиридзе – объявили в розыск. МВД пообещало награду за информацию о них в размере 50 тыс. лари (около 30 тыс. долларов) за каждого, позже за Отанадзе правоохранители обещали заплатить даже 200 тыс. лари (более 100 тыс. долларов). В ходе спецоперации Криалашвили погиб, а двое других разыскиваемых получили тяжелые ранения и были арестованы.
Все эти события происходили на фоне массовых акций протеста оппозиции в Тбилиси, начавшихся 9 апреля прошлого года. Оппоненты президента Михаила Саакашвили поставили под сомнение заявления о раскрытии попытки военного мятежа. Председатель партии «Новые правые» Давид Гамкрелидзе, например, без обиняков назвал эту историю «спектаклем». В ходе судебного расследования оппозиция настаивала на установлении международного наблюдения за делами обвиняемых офицеров, оппозиционные политики, в том числе бывший шеф службы безопасности (в 1992 – 1993 годах) Ираклий Батиашвили, говорили о начале репрессий против военных.
Как бы то ни было, Отанадзе, Амиридзе, а также полковник Шота Горгиашвили были признаны организаторами мятежа и получили соответственно 29, 18 и 19 лет заключения. Поначалу судебное расследование велось против 41 обвиняемого. Однако 20 из них пошли на процессуальные сделки со следствием, то есть в отличие от остальных обвиняемых они признали свою вину и стали сотрудничать со следствием. Следствие признало их исполнителями, а не организаторами мятежа. Их дела перевели в отдельное судопроизводство. Так что по большому счету точку в этом деле ставить еще рано.