Posted 17 декабря 2009, 21:00
Published 17 декабря 2009, 21:00
Modified 8 марта, 07:24
Updated 8 марта, 07:24
На рынке сегодня действует не много серьезных компаний, которые действительно настроены модернизировать запущенное и порядком изношенное коммунальное хозяйство страны, оказывать качественные услуги населению. В основном же уровень услуг многих небольших частных компаний пока, увы, оставляет желать лучшего. Как правило, создаются они на базе ДЭЗов, с привлечением их устаревшей технической базы и кадров, которые не отличаются трудолюбием, профессионализмом и ответственностью. В результате жильцы платят за услуги ЖКХ больше, а их качество в лучшем случае остается прежним.
Главная проблема российской сферы ЖКХ – острый дефицит средств. У государственных и местных органов власти, на балансе которых в основном и находится все коммунальное хозяйство, нет денег на модернизацию существующих систем водо- и теплоснабжения, поставок электроэнергии, на установку нового оборудования для тепло- и электростанций, котельных, водопроводов и канализации, на обучение персонала и приличную зарплату. Даже на банальное латание дыр – устранение последствий многочисленных аварий и ремонтно-восстановительные работы средств катастрофически не хватает. В особенно плачевном состоянии находятся системы водоснабжения и водоотведения, которые, по разным данным, чуть ли не на 90% принадлежат государству и муниципалитетам. Выйти из кризиса можно, допустив на рынок частные компании-операторы (в том числе иностранные), которые могли бы обеспечить модернизацию инженерных систем, трубопроводов и прочих коммуникаций за счет собственных или привлеченных средств. Правда, на пути частных инвестиций в отрасль сегодня стоят преграды в виде несовершенного законодательства.
В мире существует несколько основных подходов к управлению ЖКХ. В одних странах (в Ирландии) частная собственность в сфере управления объектами водоснабжения и водоотведения отсутствует, этим занимается государство. В других частному бизнесу разрешается иметь регламентированную долю в компаниях-операторах водных систем (в Германии это не более 25% акций). Третья модель – когда водоканалы, находящиеся в собственности муниципалитетов, сдаются на определенный срок в концессию наиболее эффективным операторам, как, например, во Франции. И, наконец, есть страны (Великобритания), где частные компании – не концессионеры, а полноправные владельцы всех сооружений водоканала. По мнению специалистов, для России больше подходит третий вариант – модель аренды/концессии, но для ее развития опять же необходимы изменения в законодательстве.
Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.