Сообщение о том, что злополучный Ил-76 принадлежит грузинской авиакомпании Air West, изначально поступило из Астаны. Напомним, что экипаж этого самолета состоял из четырех граждан Казахстана и одного белоруса, все они были задержаны полицией Таиланда. Вчера в пресс-службе Единой транспортной администрации Грузии «НИ» заявили, что не знали о характере перевозимых грузов, поскольку «часто бывает, что самолеты сдают в аренду, не оговаривая того, что они будут перевозить, и это совсем не противозаконно».
Напомним, что Ил-76 задержали 12 декабря после досмотра в аэропорту Don Muang в Бангкоке, куда он приземлился для дозаправки. Воздушное судно следовало из Пхеньяна и якобы держало курс на Шри-Ланку. При досмотре выяснилось, что на борту самолета автоматы, гранатометы, ракеты класса «земля-воздух» и взрывчатка. Если самолет действительно летел на Шри-Ланку, получается, что его экипаж был вовлечен в серьезную международную аферу и, с высокой долей вероятности, перевозил оружие тамильским сепаратистам из группировки «Тигры Освобождения Тамил Илама» (ТОТИ). О контактах между КНДР и ТОТИ не раз сообщали, например, японские СМИ. Впрочем, по сообщениям тайской полиции, в Пхеньян самолет прилетел из Украины, предварительно сделав остановки в ОАЭ и Азербайджане. Так что, круг стран, вовлеченных в скандал, может быть значительно шире, чем поначалу казалось.
Членам экипажа предъявлены обвинения в сообщении ложной информации о характере груза и попытке нелегально провезти оружие через территорию Таиланда. Летчикам грозит до 15 лет тюрьмы. Между тем эксперт рынка торговли оружием из Стокгольмского института исследования проблем мира Хью Гриффитс, ссылаясь на свои источники, заявил, что задержанный самолет принадлежал фирме «Бейбарс», которой владеет известный в криминальных кругах бизнесмен из Сербии Томислав Дамнянович. Его называют в числе деловых партнеров россиянина Виктора Бута, которого власти США считают одним из ключевых игроков на мировом рынке нелегального оружия.