Posted 14 декабря 2009, 21:00
Published 14 декабря 2009, 21:00
Modified 8 марта, 07:13
Updated 8 марта, 07:13
В фойе от обилия медийных лиц рябило в глазах: Эльдар Рязанов и Станислав Говорухин, Олег Табаков и Константин Райкин, Сергей Гармаш и Чулпан Хаматова, Ирина Муравьева и Станислав Любшин, Татьяна Догилева и Алексей Петренко… Перед входом в зрительный зал – тесно: телекамеры загораживают проход. Такого количества журналистов не было в Доме актера даже в день открытия сезона, когда здесь тоже собираются «медийные лица». Но случай с Фрейндлих особенный. Хотя актриса пару раз в месяц приезжает на гастроли в Москву (на сцене Театра сатиры артисты БДТ играют «Квартет»), она избегает интервью и особенно редко устраивает творческие вечера. Когда юбилярша появилась на сцене, аплодисменты и крики «браво» долго не позволяли начать вечер. Питерскую гостью зал приветствовал стоя. Поэтому Фрейндлих поспешила занять свое место в зале.
Многие, кто выходил на сцену, пытались разгадать загадку ее скромности и безграничного обаяния. «Своим творчеством вы доказываете, что наша актерская профессия благородна», – сказала Чулпан Хаматова. А Константин Райкин изложил целую теорию, почему Фрейндлих – непревзойденная актриса. «Вы безупречны, – сказал он. – Я видел, как вы репетируете: ученически, прилежно. Каждому хочется ведь отыскать в выдающемся человеке хоть немножко пошлости, чтобы успокоиться: «Ну, слава Богу, он недалеко от меня». Но где в Алисе это «хоть что-нибудь про меня»? Ну, нет нигде».
Ведущим юбилейного вечера стал Николай Фоменко, которому подчас пришлось сглаживать острые углы. Например, объявили выход Станислава Говорухина. Тот подошел к юбилярше, преподнес большой пакет и сказал свои теплые слова не в микрофон, а почти на ухо. Фоменко прокомментировал: «Для тех, кто не слышал, поздравление будет опубликовано».
Вечер признаний в любви продолжался допоздна. Те артисты, которые не смогли приехать, прислали обращения, записанные на видео. Евгений Миронов появился на экране в молодежной кепке – вспоминал, как снимались вместе в фильме «На Верхней Масловке». «Я смотрел на вас и восхищался, – сказал он. – Невозможно достичь ваших высот, но я надеюсь, что удастся к ним хотя бы приблизиться, стараюсь догнать вас…» Здесь он снял кепку, и зрители увидели лысину и прическу, как у Андрея Мягкова в «Служебном романе». «Алиса, если надо будет переливание крови сделать или материально помочь, – пока я жив, можешь на меня рассчитывать», – сказал Олег Табаков и вручил юбилярше дорогой подарок.
Ближе к финалу на сцену вышла руководитель театра «Модернъ» Светлана Врагова – сказала, что «Алиса Фрейндлих – это Рихтер в искусстве» и что «истинное искусство – это прыжок из вчера в завтра». После этого она предложила публике: «А сейчас, позвольте, мы немного пошалим». В этот момент перед юбиляршей появились артисты «Модерна» с низкопробными пародиями на шансон и попсу (к чему Фрейндлих никогда не имела ни малейшего отношения). Далее на протяжении пятнадцати минут имя Алисы Бруновны всячески обыгрывалось в песнях «Здравствуй, милая…», «Ах, какая женщина…», что было похоже скорее на оскорбление. По рядам пронеслось: «Что за безобразие... Кто их позвал…» Сидевшая в зале Ирина Муравьева закрыла лицо ладонями. Константин Райкин покраснел, а позже, выйдя на сцену, сказал: «Любовь людей искусства может быть ужасно мучительна. Все хотят высказать свои чувства, но не у всех получается». Не обошлось и без реплики Николая Фоменко: «Театры бывают разные. Говорили, что искусство – это прыжок из вчера в завтра. Благодаря «Модерну» мы увидели, какое у нас завтра, а то и послезавтра».
Сама же юбилярша сделала вид, что ничего страшного не произошло. Под занавес она появилась на сцене – такая же ранимая, искренняя и стала извиняться за то, что «не успела скрыться от своего юбилея». «Эти пять лет пролетели ужасно быстро, я и опомниться не успела», – робко сказала Алиса Бруновна и прочитала любимые стихи Марины Цветаевой и Александра Блока.