Posted 14 декабря 2009, 21:00
Published 14 декабря 2009, 21:00
Modified 8 марта, 07:13
Updated 8 марта, 07:13
Страхи, что публика не пойдет на платные показы документальных фильмов, к счастью, не оправдались – на предшествовавший раздаче «Лавров» «Артдокфест» было продано около 20 тыс. билетов. Иными словами, в Москве существует пусть и ограниченный, но устойчивый спрос на документальное кино.
Десятая церемония премии «Лавр» прошла быстро и ненатужно – всего полтора часа.
Первым по традиции был вручен почетный приз «За вклад в кинолетопись». Его из рук Владимира Познера получил известный телеведущий и телепросветитель Лев Николаев, десять лет подряд бывший «вручантом» этой особой награды. «Лавровую ветвь» за лучший полнометражный телевизионный фильм («Слово») унес со сцены Сергей Мирошниченко, добавивший к своей обширной коллекции еще одну престижную статуэтку.
В номинации «Лучший кинофильм» (чем кинофильм эстетически отличается от телефильма, узнать не удалось) получил Евгений Соломин («Глубинка 35 на 45 мм»), запечатлевший обмен паспортов в сибирской глубинке и одновременно создавший галерею лаконичных и выразительных кинопортретов тамошннх жителей. Дипломы в этой категории получили «Рерберг и Тарковский» Игоря Майбороды о загадочной размолвке между режиссером и оператором «Сталкера» и «Борис Рыжий» Алены ван дер Хорст о талантливом екатеринбургском поэте-самоубийце. В связи с последним фильмом важно подчеркнуть, что на премию «Лавр» может быть выдвинута любая документальная лента на русском языке – независимо от национальности ее создателей и продюсеров. Это весьма существенно для режиссеров, которые, не найдя финансирования в России, обращаются к зарубежным фондам, а потом ловят косые взгляды лжепатриотов.
В номинации «Лучший просветительский фильм» победу одержало «Метро» Елизаветы Листовой – изобретательно рассказанная и емкая история Московского метрополитена. «Метро» опередило столь сильных фаворитов конкурса, как «Моцарт» (оригинальный кинорассказ о великом композиторе, премированный «Лавром» за лучший сценарий) и «Неправильный латыш» – о судьбе латышского художника-авангардиста Густава Клуциса, разработавшего публичный имидж Ленина и Сталина.
В разряде «Короткий метр» лучшим признан «Второй» Ирины Васильевой – кинопортрет выдающегося философа Григория Померанца. Дипломы в этой номинации достались портретам Виктора Шкловского («Скандалист, или Письма о любви») и автожестянщицы-скульптора Галины («Бабочка»).
В категории «Ллучший документальный сериал» собрались «Все это – телевидение», «Жди меня. Невероятные истории о жизни» и «Подстрочник» – рассказ Лилианы Лунгиной о своей эпохе и о себе, получивший неожиданно большой рейтинг и общественный резонанс и ставший в итоге лауреатом конкурса.
А Гран-при фестиваля, как уже было сказано, получил Андрей Грязев за «Саню и Воробья».