Любители «Жигулей» поддерживали чеченских боевиков

15 декабря 2009, 13:15
Любители «Жигулей» поддерживали чеченских боевиков

Гендиректор госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов считает, что очень большая часть бизнеса АвтоВАЗа по производству запчастей принадлежит криминальным структурам, а до 2005 года, находясь под контролем этнической преступной группировки, тольяттинский автогигант фактически работал на чеченских боевиков, поскольку как минимум треть средств, полученных от продажи машин, направлялась на Северный Кавказ.

«В 2005 году, когда мы пришли на это предприятие, оно фактически было в руках бандитских группировок. Существовала третья смена, которая всю продукцию, которая производилась, вывозила и продавала. Все эти средства шли на преступные группировки – в том числе и на чеченские группировки. И я не исключаю, что эти средства в дальнейшем шли и в Чечню. Потому что основную роль там как раз играла чеченская группировка», - цитируют г-на Чемезова «Вести».

По его словам, приходилось чуть ли не каждый месяц привозить батальоны милиционеров, которые обеспечивали безопасность и охрану АвтоВАЗа. 2И благодаря МВД, мы все-таки навели порядок - изгнали бандитов с АвтоВАЗа. Сегодня АвтоВАЗ в более или менее нормальном состоянии. По крайней мере, когда компания Renault пришла на АвтоВАЗ, завод был уже в чистом виде, и претензий со стороны французской компании у нас в этом отношении не было», - отметил Чемезов.

«Ростехнологии» владеют 25,1% акций АвтоВАЗа и 37,8% акций КамАЗа. Кроме того, ГК «Ростехнологии» еще в сентябре объявила о намерении выкупить 13% акций КамАЗа у «Тройки Диалог», увеличив свою долю с 38% до 51%. Сделка пока не состоялась. В собственности «Ростехнологий» находится также более 30% ярославского моторного завода «Автодизель», входящего в группу ГАЗ.

Бандитский конвейер

Долгое время Тольятти был одной из бандитских столиц России. Как писала в 1997 году газета «Коммерсантъ», интерес к АвтоВАЗу криминальный мир проявлял давно. Но реально вмешался в дела предприятия лишь после его акционирования в 1992 году. Тогда завод перестал поставлять продукцию через госторговлю и стал пользоваться услугами дилеров. Городские криминальные структуры организовали свои дилерские фирмы и взяли под контроль почти все действовавшие.

Руководители завода старались этого не замечать — ведь многие сами были учредителями дилерских компаний. Апофеоз наступил тогда, когда бандиты стали контролировать отгрузку автомобилей прямо на территории завода. Сотрудники межведомственной группы (в нее входят представители МВД, ГТК и налоговой полиции) рассказывают, что еще недавно можно было наблюдать любопытную картину. По отгрузочной площадке расхаживали бритоголовые «качки», следившие, чтобы их группировка получила то количество машин и те модели, которые бандиты заказали. На лобовых стеклах фломастером писали названия фирм-дилеров, и иногда сам цвет чернил говорил, какая группировка контролирует эти фирмы. Бандиты ежедневно получали по несколько сот автомобилей. Основными «торговцами» считались местные «авторитеты»: Владимир Вдовин (Напарник), Дмитрий Рузляев (Дима Большой) и Шамад Бисултанов (Шамад).

Как писала газета «Совершенно секретно», в 1998 году в Тольятти действовало 14 крупных организованных преступных формирований. Благодаря газетным публикациям они достаточно популярны в городе. Одна из крупнейших - группировка Вдовина Владимира Евгеньевича. Кличка - Напарник. Ранее судимый за грабеж и незаконное хранение оружия. Начинал с краж на ВАЗе. На машинах пожарной команды, под обшивкой автомобилей, через лазы в заборах - тащили запчасти, резину. Угоняли и машины, вышедшие за заводские ворота...

Полегшие в разборках тольяттинские бандиты после смерти стали своеобразной достопримечательностью города. На местном кладбище их даже хоронили рядом. Получилась местная «Аллея героев». Десятки двух-трехметровых прямоугольных надгробий сделаны по одному канону: с них улыбаются реальные пацаны в кепках и золотых цепях, с мобильниками устаревшей конструкции, с ключами от машин на пальцах (на многих надгробиях даже нарисованы модели, на которых ездили покойные).

Завершением бандитской эпохи на «ВАЗе» здесь принято считать большой процесс над бандой «волговских», проходивший 2002-2003 годах. Им вменялось 17 убийств. Лидеры банды получили максимальные сроки, рядовые отделались легче.

Скорбный список

15 октября 1997 года убит член правления АО «АвтоВАЗ» - генеральный директор Тольяттинского завода технологического оснащения Олег Шевцов. Его встретили по дороге на работу и нанесли смертельные удары по голове металлической трубой. Основная версия мотивов убийства - долги его предприятия по электроэнергии, которые могли перекупить криминальные структуры.

23 октября возле своего подъезда пятью выстрелами в упор убит заместитель коммерческого директора и член правления " АвтоВАЗа 49-летний Владимир Шишков. Убийца разрядил в него обойму, сделал контрольный выстрел в голову и скрылся на машине.

В 1997 г. в должности директора Главного центра запасных частей завода Станислав Фуфаев подвергся нападению. Его били металлическими прутьями по голове. В 1998 году он скончался.

Всего в 1997 году в Тольятти было совершено почти 200 убийств.

Директор телекомпании «Лада ТВ» Сергей Иванов был убит преступниками в 2000 году. Милиция в Тольятти сообщила об участии предпринимателя в торговле автодеталями и связала его смерть с бандитской войной, которую вела с конкурентами «волговская» преступная группировка, на счету которой несколько десятков убийств.

Убийства продолжались и десятилетие спустя после лихих 90-х. Так, в июне 2006 года в Тольятти был убит замгендиректора по экономике и финансам одного из крупнейших поставщиков АвтоВАЗа - завода «АвтоВАЗагрегат» - Борис Селиванов.

В октябре 2006 году в Москве было совершено покушение на гендиректора и совладельца дилера АвтоВАЗа компании «Элекс-полюс» Игоря Лисютина. На Ленинском проспекте неизвестные на ВАЗе-2115 серебристого цвета расстреляли иномарку Audi A8, в которой находился Лисютин. С пулевым ранением в шею бизнесмена увезли в реанимацию.

В декабре 2006 года в Самаре расстреляли гендиректора «АвтоВАЗэнерго» Александра Самойленко. Бизнесмен также был расстрелян киллером из автомата, когда находился в своей машине. Самойленко за две недели до покушения назначили директором компании «АвтоВАЗэнерго». Компания является дочерней структурой ОАО «АвтоВАЗ», и в ее компетенцию входят распределение электроэнергии и обеспечение работоспособности энергообъектов завода.

6 сентября 2007 года в поселке Волжский Самарской области был застрелен бывший генеральный директор НПК «Резерв» 59-летний Валерий Карасев.

21 февраля 2008 года в Тольятти был убит директор по закупкам АвтоВАЗа 39-летний Вячеслав Ширшов.

«От бандитских разборок перепало и лично Березовскому»

(Из книги Павла Хлебников «Крёстный отец Кремля Борис Березовский, или История разграбления России)

Правоохранительные органы пытались обуздать преступность, парализовавшую АвтоВАЗ, но натолкнулись на решительный отпор. В 1994 году глава следственного отдела Самарской прокуратуры Радик Ягутян взялся за организованную преступность вокруг АвтоВАЗа, но вскоре был убит. Вообще АвтоВАЗ был повязан бандитами так, как ни одна из крупных российских компаний — такую репутацию он себе снискал. Когда в 1997 году милиция все-таки устроила на АвтоВАЗе основательную чистку, было выявлено как минимум шестьдесят пять заказных убийств. Жертвами пали и менеджеры АвтоВАЗа, и дилеры.

От бандитских разборок перепало и лично Березовскому (перестрелка у «Казахстана», нападение на стоянки для продажи автомашин, взрыв машины у ЛогоВАЗа), но он оказался не робкого десятка и в конце концов стал крупнейшим торговцем машинами АвтоВАЗа. В 1991 году он сказал в интервью «Коммерсанту», что первым оборотным капиталом ЛогоВАЗа стала синдицированная ссуда в 20 миллионов долларов, взятая у шести российских банков. Уже в тот год он продал 10 000 машин АвтоВАЗа, многие не за рубли, а за валюту. Через три года объем продаж ЛогоВАЗа вырос до 45 000 машин АвтоВАЗа в год, и выручка только от этой операции составляла 300 миллионов долларов в год.

Летом 1996 года я спросил президента АвтоВАЗа Алексея Николаева: правда ли, что его дилерскую сеть контролируют бандиты? Он ответил просто: «Такая проблема существует».

Николаев даже объяснил, как эта проблема возникла. После крушения коммунизма у АвтоВАЗа сложилась сеть из нескольких сот дилерских структур и станций обслуживания. Но АвтоВАЗ все же был государственной компанией, закон принуждал его продавать машины по низким фиксированным ценам. Новые же дилерские фирмы (и в первую очередь ЛогоВАЗ Березовского) таких ограничений не имели. «Правительство во главе с Гайдаром все оборотные средства у нас изъяли, — пожаловался Николаев. — И вот эти небольшие группы людей покупали машины по одной цене, а перепродавали по значительно более высокой цене. Они создали себе оборотные средства. В итоге АвтоВАЗ финансировал альтернативную дилерскую сеть».

КСТАТИ

Правительство поручило выделить в 2009–2010 годах бюджету Самарской области субсидии общим объемом почти в 5 миллиардов рублей на обеспечение занятости 14,5 тысяч сотрудников АвтоВАЗа.

Как говорится в постановлении правительства от 10 ноября 2009 года, «предоставить дополнительную поддержку Самарской области в виде субсидии бюджету Самарской области в 2009 году в размере 712,6 миллиона рублей, в 2010 году — в размере 4,190 миллиарда рублей».

Осенью текущего года на АвтоВАЗе, столкнувшемся с двукратным падением продаж, началась работа по оптимизации численности персонала. В сентябре руководство завода, на котором занято свыше 100 тысяч человек, подписало приказ о сокращении почти 5 тысяч человек в период с 14 по 28 декабря. По расчетам АвтоВАЗа, временно избыточный персонал предприятия составляет 21,7 тысячи человек, из них 7,4 тысячи — трудоспособного возраста, которые будут востребованы на производстве с 2012 года.

Чистый убыток компании «АвтоВАЗ» за I полугодие 2009 года достиг 19,6 миллиарда рублей. За тот же период прошлого года он составлял 2 миллиарда рублей. Такие данные приводятся в опубликованном отчете компании. Общая сумма выручки за это же время снизилась на 45 миллиардов рублей и составила 53 миллиарда, что обусловлено снижением спроса на продукцию тольяттинского автозавода.

#Экономика #Новости #Чечня #Авто
Подпишитесь