Генеральный директор Google в России Владимир Долгов

15 декабря 2009, 00:00
О том, что Интернет – это сила, мы знали давно. О том, что Интернет может играть в нашей жизни по-настоящему огромную роль, узнали недавно. Первые видео трагедии в Перми были выложены на видеохостинг YouTube. Тот же YouTube стал общероссийской трибуной для выступления целого ряда милиционеров. Музыкальная сенсация посл

– Недавно медиамагнат и основатель Си-эн-эн Тед Тернер заявил: «Интернет – угроза всем СМИ. Мне кажется, мы являемся свидетелями последних дней жизни газет. Интернет забирает у традиционных СМИ все больше и больше денег». Как думаете, действительно лет через двадцать не останется ничего, кроме Интернета?

– Тед добавил, что за видеоновостями народ все равно будет ходить к нему на Си-эн-эн. На самом деле это вечный спор о том, что каждое новое явление убьет старое. Когда-то говорили, что кино убьет театр – не убило. Когда появилось телевидение – говорили, что кино уж точно «крышка». Появился Интернет – говорили, что он убьет книгопечатание. Однако же нет – люди покупают книги. Книжная индустрия живет, никто ее не убил. Поэтому я думаю, что все не так плохо на самом деле. И Интернет никого не убьет. Интернет, наоборот, дает традиционным СМИ возможность находить новые способы распространения своей информации. И, кстати, другие способы получения дохода от того, что они делают.

– Да, но нельзя не замечать проникновения виртуальной действительности во все сферы реальной жизни. На ваш взгляд, какую долю российского медиарынка еще захватит Интернет?

– Если говорить об аудитории, то здесь все достаточно понятно. Сегодня в западных странах люди проводят в глобальной Сети больше времени, чем перед телевизором. Согласно статданным, в России Интернетом пользуются 35% населения. В развитых государствах – 70%. Понятно, что мы еще долгое время будем расти и будем страной, в которой Интернету гарантировано бурное развитие. У нас огромный потенциал.

– А если о рекламных деньгах?

– Рекламодатели все чаще уходят в Интернет потому, что там находится их целевая аудитория. И это уже повсеместное явление. Так, в предыдущем квартале в Великобритании рекламные бюджеты в Интернете впервые сравнялись с рекламными бюджетами на телевидении. Конечно, толчком для этого стал кризис. Но очевидно, что все идет к увеличению затрат на рекламу в Сети.

– По-вашему, как будет развиваться реклама в Интернете? Вширь – за счет попадания на все большее и большее число сайтов в еще большем количестве или как-то иначе?

– Я думаю, что будут появляться и новые формы, и новые каналы. В последние несколько лет самая популярная, горячая область в Интернете – это социальные сети. Но несмотря на всю их популярность до сих пор никто не знает рецепта, как грамотно провести монетизацию социальных сетей. Никто не нашел Святого Грааля в этой области. Вот когда будет найден эффективный способ поместить рекламу в социальные сети, тогда можно будет говорить о начале нового витка в развитии интернет-рекламы. И думаю, развитие непременно будет. Должно появиться что-то новое.

– А какая именно реклама должна быть в социальных сетях?

– Ха! Если бы я это знал! Человек, который придумает, как можно эффективно использовать потенциал социальных сетей, совершит настоящую революцию. Хотя может случиться и так, что революция не произойдет, и в сетях будут использовать комбинации уже известных форм рекламы.

– Google пришел в Россию только четыре года назад, но уже отвоевал себе место в группе лидеров среди поисковых систем. В чем успех вашего поисковика?

– Наверное, главное – это качество. Сложно представить, что поисковик, не дающий релевантных, точных результатов, может быть настолько успешным. Простота интерфейса тоже играет положительную роль – зайдя на нашу главную страницу, вы видите перед собой одну строку поиска и ничего лишнего. Хотя бывают поисковики, где вообще сложно найти место, куда нужно ввести поисковый запрос. Еще наш плюс – быстрота. Но не менее важно, что Google – это глобальная система, которая выдает информацию на большинстве языков большинства стран. Нас спрашивают и мы отвечаем примерно на 140 языках мира. Среди них не только «живые», на которых сегодня говорят люди, но и «мертвые» – латынь, древнегреческий. А есть еще и несуществующие – например, древнеэльфийский.

– И что, кто-то ищет информацию на древнеэльфийском? Эльфы?

– Не знаю, эльфы это или нет. Видимо, те немногие носители языка, которые остались на планете. Но – кроме шуток – действительно ищут.

– Давайте из сказки вернемся к были. Вы следите, как те или иные события в стране и мире отражаются на пользователях и их интересах? Вы замечаете необычные какие-то запросы?

– Сейчас один из самых популярных запросов – свиной грипп и все связанное с ним. У нас есть сервис «Статистика распространения гриппа», который позволяет в режиме реального времени отслеживать динамику распространения гриппа в той или иной стране. Люди из разных регионов начинают задавать одни и те же вопросы, типа «что делать, когда болит голова и першит в горле?». По увеличению доли таких вопросов на общем фоне запросов можно с очень большой точностью строить график распространения гриппа в России, понимать, когда он дойдет до тебя. Кстати, я могу с большой точностью сказать, когда именно экономический кризис пришел в Россию. На Западе, как известно, финансовые потрясения начались в середине лета 2008 года. В России же проблемы стали проявляться в октябре – именно тогда мы зафиксировали резкий скачок поисковых запросов о кризисе.

– А когда кризис закончится?

– Один мой знакомый говорит: «Я без сводок Минэкономразвития могу сказать, когда закончится кризис. Кризис начался, когда поисковый запрос «рецепт пиццы» стал преобладать над запросом «доставка пиццы». А закончится кризис, когда запрос «доставка пиццы» вновь будет популярнее рецепта». Люди сами покажут, когда у них кончится кризис.

– Помимо поисковика у Google есть и другие продукты. Какие из них лучше всего пошли в России?

– Очень популярен сервис Карты Google. Я даже не знаю точно, сколько тысяч российских веб-сайтов вставляют на свои страницы наши окна с географическими и спутниковыми картами. Очень быстро набирает обороты браузер Chrome. Ему год от роду, но, по оценкам аналитиков, его уже выбрали порядка 2,5% российских пользователей Интернета. Для браузера, который пришел пятым на рынок пятым – после Explorer, Firefox, Opera и Safari – это хороший прогресс. Плюс в России очень популярен сервис «Переводчик». Популярен, видимо, из-за того, что у нас владение иностранными языками, к сожалению, отстает от европейского уровня. В Европе намного проще встретить человека на улице, который может изъясниться на английском – пусть и на ломаном. Вообще, «Переводчик» – это тот продукт, который должен помогать людям по всему миру получать доступ ко всей информации на самых разных языках.

– Если это не секрет, над чем сейчас бьются ваши программисты, какими продуктами вскоре порадуете пользователей?

– Да никаких особых секретов тут нет. Любой человек может зайти в Сети на Google Labs – на нашу внутреннюю «кухню», где «варятся» будущие интернет-продукты. Там постоянно появляются новые продукты, которые доступны пользователям на раннем этапе разработки. Некоторые из этих разработок однажды станут полноценными продуктами. Но какие именно – я не знаю, покажет время. В свое время наш сервис электронной почты GMail, и Blogger тоже, жили в этом инкубаторе, в Google Labs. Одновременно они были доступны пользователям для тестирования. Мы любим запускать вещи на ранней стадии, это позволяет получать отзывы пользователей и совершенствовать продукт. Хотя наша электронная почта существует давно, суффикс «бета» пропал с последней версии GMail только в этом году. Кстати, у меня есть предмет зависти – майки, которые носят некоторые наши программисты. На них нарисована Земля, вид из космоса. И написано: «Земля, 10 млрд. лет. Все еще бета-версия».

– Недавно Google провел интересное исследование. Выяснилось, что люди больше всего хотят, чтобы поисковики понимали устную речь. Скажите, разве это так необходимо?

– Я не думаю, что эта опция у кого-нибудь вызовет безумное повышение продуктивности. Но, видимо, народу хочется – насмотрелись все «Космической Одиссеи», помните, там компьютеру задавали вопросы, а он отвечал. Наверное, когда компьютеры смогут это делать, тогда светлое будущее и наступит. Хотя голосовой поиск, безусловно, актуален в автомобиле, когда тыкать в маленькие кнопочки и одновременно управлять машиной действительно сложно.

– В том же исследовании 83% людей заявили, что поисковик должен понимать описательные запросы. Например, «где большой зеленый дом с колоннами?». Возможно этого добиться в ближайшее время?

– Вот эта потребность людей мне абсолютно понятна. Поисковик – сложная штука по своей внутренней структуре. Понятно, что люди, разбирающиеся в механизме поиска, знают как построить вопрос. Поэтому они получают более точные результаты поиска. Но доля таких людей сегодня все меньше и меньше. Обычный человек начинает свои запросы, печатая одним пальцем вещи, типа: «Дорогой Гугл, скажи, пожалуйста»... Шутка, конечно, но многим бы здорово помогло понимание поисковиком описательных запросов. Однако сложно сказать, когда поисковик дорастет до этого.

– Огромную популярность приобрел во всем мире ваш видеосервис YouTube, где любой человек может показать свое и посмотреть любое чужое видео. Однако наши читатели интересуется, насколько опасно выкладывать чужое видео и использовать чужую музыку в своем видео? Будет ли это расценено как нарушение авторских прав?

– Пользоваться тем, что тебе не принадлежит, в любом случае опасно. Иногда опасно с точки зрения уголовного кодекса, и это надо понимать. Но на YouTube каждую минуту загружается примерно 20 часов видео. Понятно, что никто не в состоятнии отследить авторские права на каждый ролик, который загружается на YouTube. Поэтому у нас есть стандартная форма, когда правообладатель может пожаловаться нам на незаконное использование его контента, и мы, рассмотрев жалобу, можем снять спорное видео. Эта система хорошо работает.

– Часто жалуются?

– Точно не могу сказать. YouTube ведь управляется из головного офиса компании за рубежом. Поэтому и жалобы российских правообладателей тоже рассматриваются там. У нас есть команда, которая занимается этими вопросами 7 дней в неделю, 24 часа в сутки. Поэтому пользователь может быть уверен в ответе на его запрос.

– А если обычный человек увидел себя в ролике, который ему не нравится, он тоже может попросить, чтобы ролик сняли?

– Это privacy, личная жизнь. Пользователь может отменить этот ролик, как нарушающий правила YouTube. Потом будет разбирательство. Но я думаю, что проблем не должно быть, если вы докажете факт вмешательства в вашу личную жизнь. Эксперты Google могут запросить у вас дополнительную информацию, если случай неочевидный. Но если очевидный – все просто.

– С другой стороны, многие люди загружают свое видео в YouTube в надежде проснуться знаменитым. Например, как Сьюзан Бойл. Есть ли здесь рецепты успеха?

– Сьюзан Бойл сначала прославилась на британском телеконкурсе, и уже потом это видео взорвало Интернет. Реальный же случай из серии «загрузил видео на YouTube – проснулся знаменитым» – это наш Петр Налич. Он не участвовал в конкурсе «Алло, мы ищем таланты». Он просто загрузил свое видео. Почему его музыкальный ролик стал популярным – я не знаю. Не было же массированной рекламной кампании. Просто музыка Налича понравилась многим людям, и они начали рассылать это видео своим друзьям. А дальше ролик превратился в своего рода вирус, и пришла огромная популярность. Так что единого рецепта успеха на YouTube нет. Очевидно, что видео должно быть оригинальным и талантливым. Ролик должен совпасть с чувствами, интересами и вкусами многих людей. Да, YouTube позволяет распространить твое видео по всему миру. Но это не отменяет талант. У той же Сьюзан Бойл с талантом все в порядке.

– Во всем мире Google активно оцифровывает книги для своей глобальной библиотеки. Много ли русскоязычных изданий на ваших виртуальных полках?

– Русские книги в цифровой библиотеке есть. Правда, они из американских и европейских библиотек. В России мы с библиотеками не сотрудничаем. Пока. Зато работаем с издательствами, которые сами предоставляют нам свои книги. Есть достаточно много изданий, которые выложены в цифровом виде полностью. Но немало книг издательства разрешают выкладывать частично. Обычно они дают доступ к 20% от всей книги.

– Расскажите, пожалуйста, про ваших сотрудников. Это обычные выпускники вузов, которые приходят и говорят «возьмите меня на работу»? Или вы сами ищете талантливых программистов?

– О, у нас работают страшные люди! Если серьезно – да, это обычные выпускники вузов, которые присылают нам свои резюме на открытые вакансии. Среди программистов больше всего выпускников МГУ, «Бауманки», Физтеха. Есть выпускники Иняза, юридических факультетов. Вообще люди у нас образованные, выпускники лучших ВУЗов. За руку выпускников и студентов ВУЗов мы специально не ловим и не тащим к себе. Тем не менее, сотрудничество с учебными заведениями у нас есть. Мы проводим семинары, выступаем с лекциями. Кроме того, Google устраивает конкурсы для молодых разработчиков со всего мира. Люди из разных стран решают поставленные нами задачи. Потом сто лучших собираются на финал конкурса в одном месте. В последние годы треть из финалистов – россияне. И это радует. Кстати, у нас даже есть премия для лучшей девушки-программиста.

– Насколько активно Google участвует в общественной жизни?

– У нас есть проекты, которые мы делали специально для России. Перед прошлым Новым годом мы нанесли на наши карты все детские дома России с адресами и с запросами от самих детских домов – что нужно их воспитанникам. В этом году мы представили еще один проект, который должен реально помочь людям с ограниченными возможностями. На Картах Google отметили места, куда могут попасть люди на инвалидных колясках. Проект называется «Барьеров нет». Причем, сами пользователи Интернета имеют возможность добавлять на карту места, доступные для колясочников или родителей с малышами в колясках. Москва – европейский город. Но даже здесь колясочники далеко не во всякий банк могут попасть и далеко не на все станции метро спуститься. Нас удивило, как много людей откликнулись на нашу акцию. И не только в столице. Сейчас уже в 40 российских городах люди работают над этим – отмечают на картах своего города места, доступные для колясочников.

#Общество #Новости
Подпишитесь