– Господин министр, вам не кажется, что в Иерусалиме история словно «застыла»: уже заканчивается первое десятилетие нового тысячелетия, а мировое сообщество все никак не может решить судьбу святого для трех мировых религий города.
– Исторические процессы пытаются затормозить те, кому это выгодно. Что касается Иерусалима, то сегодня все в руках еврейского государства. Во-первых, Израиль принял решение о включении Восточного Иерусалима в свой состав в 1987 году, но оно не признано ни одним государством мира. Во-вторых, ООН не признает вообще никаких изменений статуса палестинских территорий, оккупированных в 1967 году. В минувший вторник этот вопрос обсуждали министры иностранных дел стран ЕС, и они подтвердили аналогичную позицию. Европа заявила, что Иерусалим должен быть столицей двух независимых государств, что полностью совпадает с нашей позицией. Так что это важный сигнал израильтянам, настаивающим на столичном статусе Святого города, но исключительно для себя. В то же время мы крайне обеспокоены изменением исторического облика Иерусалима. Несмотря на четко выраженное неприятие подобных действий со стороны ЮНЕСКО, продолжаются раскопки под мечетью «Аль-Акса», угрожающие самому ее существованию. Продолжается снос жилищ палестинцев, конфискация земель и дальнейшее расселение израильских поселенцев. У палестинцев (и мусульман, и христиан), приезжающих сюда, отбираются даже удостоверения личности. При этом в Святом городе создаются все новые прогулочные и развлекательные зоны. Видимо, для избранных. Представители европейских организаций, работающие в Иерусалиме, недавно провели уже пятое собрание, на котором выразили беспокойство изменением демографической ситуации в городе и особенно тем, что израильские власти ведут себя так, будто Иерусалим – это только «Город Торы». Уже подготовлен соответствующий международный доклад
– А как, с вашей точки зрения, Россия реагирует на происходящее?
– Министр иностранных дел России Сергей Лавров обещал мне, что доклад, составленный европейцами в Иерусалиме, будет обсуждаться на встрече «квартета» (четверки посредников с участием России, США, ООН И ЕС. – «НИ»). Кстати, России, в отличие от ЕС, не надо было проводить специального совещания по поводу оккупации Восточного Иерусалима, поскольку ее позиция была заявлена еще много лет назад. Ваша страна всегда неукоснительно соблюдала резолюции ООН по данной проблеме.
– Недавно мир отмечал 20-летие падения Берлинской стены, но на Святой земле разделительные барьеры, похоже, только укрепляются.
– Сразу замечу, что Израиль создает подобные стены на оккупированных территориях, «переписывая» на себя часть палестинских земель. Но дело даже не в этом. На сегодня построено уже 750 км главной разделительной стены, несмотря на то, что это строительство Международный суд в Гааге признал совершенно незаконным. Мы надеемся, что те, кто праздновал юбилей падения Берлинской стены, присоединятся и к международным протестам на Ближнем Востоке. Тем более что не только палестинцы хотят разрушить эти новые укрепления. В акциях протеста участвуют и европейцы, и американцы, и даже небольшие группы израильтян. Мы сделали этот вопрос одним из приоритетных для нашей дипломатии, где бы ни выступали наши представители. Наш президент Махмуд Аббас, например, постоянно поднимал его в ходе своего недавнего турне по Латинской Америке.
– На последнем Евровидении исполнительницы из Израиля и Палестины выступили совместно, с песней о мире. Получается, что народная дипломатия, о которой много говорилось 15 –20 лет назад, все-таки возможна и в вашем регионе?
– Конечно, и «Евровидение» – далеко не единственный пример. Немало израильтян поддерживают решения ООН о создании двух государств – еврейского и арабского (на территории исторической Палестины. – «НИ»). Не случайно израильские граждане участвуют в демонстрациях не только против «стены», но и с осуждением строительства военных поселений на палестинских территориях. Правда, пока подобных выступлений недостаточно много. Особенно если вспомнить 1990-е годы, когда палестино-израильский переговорный процесс набрал такую силу, что возникла даже совместная футбольная команда, выступившая, в частности, в матче с «Барселоной». Сейчас, увы, это уже невозможно. Мы будем использовать любые контакты, будем добиваться правды на уровне ООН, апеллировать к Ватикану, к христианским церквям, как католическим, так и православным. Будем действовать и через Организацию Исламская конференция.
– Вы первый раз в Москве, ваши впечатления?
– Да, это мой первый приезд в российскую столицу. Несмотря на бесконечные пробки на дорогах, я смог убедиться, какой это огромный город, город с такой богатой историей. А чисто эстетически огромное удовольствие доставило увидеть Москву в снегу.