Posted 8 декабря 2009, 21:00
Published 8 декабря 2009, 21:00
Modified 8 марта, 07:16
Updated 8 марта, 07:16
Высокие гости съезжались в Дом актера медленно: первый по-настоящему зимний день фактически парализовал в Москве движение. Прибывшим вовремя было чем заняться: в фойе выставили эффектных кукол Олины Вентцель из Галереи Анастасии Чижовой и вывесили главные «новоизвестинские» проекты в области визуального искусства – карикатуры, которые публикуются в «НИ» каждую пятницу и принимают участие в конкурсе, и выставку нашего фотографа Анатолия Морковкина «Черно-белое кино». Последний фотопроект «Театрала» (известные актеры предстают в классических кинообразах) смотрелся особенно эффектно, поскольку некоторые его участники присутствовали в ЦДА и «живьем». По фойе в числе прочих чинно разгуливали Виктор Сухоруков, Марина Полицеймако, Иосиф Райхельгауз, Дмитрий Крымов, Борис Берман, Ильдар Жиндарев, Дарья Мороз, Елена Коренева, Андрей Житинкин и другие.
Ведущие «Звезды Театрала» с прошлого года не поменялись. Марианна Лемешко и Антон Кукушкин весь вечер были на сцене в образе завсегдатаев кабаре, и первых же артистов – детский хореографический ансамбль «Зия» – они представили как «звездную молнию нашего кабаре». Известному танцевальному коллективу, в составе которого на этот раз вышли 12 парней и 12 девушек, узкая сцена ЦДА была явно маловата. Но и в камерном варианте ребята с задачей справились отлично.
Первые призы в почетной номинации «Звезда по имени Солнце» получили Олег Басилашвили и Элина Быстрицкая. Приме Малого театра приз вручил главный редактор газеты «Новые Известия» и журнала «Театрал» Валерий Яков. А Олега Валерьяновича с экрана представил Евгений Евтушенко: «Если его роли сложить в мозаику, то это будет мозаикой совести современного человека». Сам же Басилашвили тоже с экрана признался, что когда он приезжает в Москву, первое, что делает, – покупает «Театрал», и поскольку получает приз именно от «Театрала», испытывает особую радость.
Приз Валентину Гафту (номинация «За лучшее соло в спектакле») вручал Владимир Войнович. Писатель сказал, что пока ехал, пытался придумать «рифму на Гафта»: «Нашел только Совтрансавто и космонавта». Шутка залу понравилась, но сам актер-лауреат, поднявшись на сцену, заявил, что не хочет веселиться, а хочет грустить, и прочитал пронзительное стихотворение «Живых все меньше в телефонной книжке».
Представляя номинацию «Созвездие (за лучший ансамбль)», шеф-редактор журнала «Театрал» Ксения Ларина пояснила, что «борьба развернулась нешуточная», и «Старший сын» Константина Богомолова в итоге лишь ненамного оторвался от «Рассказов Шукшина» Алвиса Херманиса. Режиссер-победитель вывел на сцену нескольких человек из своего «театрального ансамбля» и сокрушался, что не все доехали в этот вечер в Дом актера. «Мы-то что, даже Олег Павлович (Табаков. – «НИ») шел сегодня в театр пешком», – поведал собравшимся свежую светскую новость Константин Богомолов, чем вызвал вздох облегчения у тех, кому ту же процедуру пришлось проделать в отношении «Звезды Театрала».
Композитор Владимир Дашкевич вручал приз «За новаторство на театральной сцене» спектаклю Ивана Поповски «Времена… Года», поставленному в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой. Дашкевич сказал о Камбуровой так: «Корабль пошлости несет нас в одну сторону, а она плывет в другую». Поповски, как и Богомолов, вывел на сцену костяк своей театрально-музыкальной команды, а сама Елена Камбурова скромно осталась сидеть на своем месте, и лишь после приглашения Поповски поднялась на сцену. Для режиссера победа оказалась неожиданной: в одной номинации с его камерным спектаклем оказались такие мощные работы, как «Сказки» Юрия Любимова, «Синее чудовище» Константина Райкина, «Бедная Лиза» Аллы Сигаловой, Opus №7 Дмитрия Крымова и «Берег женщин» Анжелики Холиной.
Николай Фоменко (не путать с Петром), для которого театральные подмостки не являются такими же родными, как трассы для автогонок или музыкальная сцена, был крайне раздосадован поражением в номинации «Незаходящая звезда» и быстро уехал с церемонии (в отличие, скажем, от Елены Кореневой, проигравшей Гафту). Будем надеяться, Николай не почувствовал себя после этого звездой заходящей, тем более соперники были один другого краше: Олег Табаков, Лев Дуров, Алиса Фрейндлих и, наконец, Александр Ширвиндт, за которого и проголосовали большинство зрителей-читателей. Александр Анатольевич вышел за призом с непроницаемым лицом. «Я заглянул в словарь Ожегова, – величаво поделился с собравшимися руководитель Театра сатиры. – «Номинирование» – это классификация товаров в денежном эквиваленте. Как приятно, что это бесплатно».
Свое актерское мастерство во время награждения продемонстрировал и Александр Филиппенко. «Вручант» Виктор Шендерович загадочно сказал, что работа таких мастеров, как Филиппенко, состоит в том, чтобы просто взять и прочесть текст. Имелось, видимо, в виду, что за этой простотой… Сам же лауреат расшифровал свою деятельность так: «Я переводчик с авторского на зрительский». Глаза Филиппенко загорелись, он вошел в образ и прочел стихотворение Сергея Кирсанова о бесстрашии и бессмертии, которое весьма точно попадает в его «гулаговско-солженицынскую» тему.
Мария Аронова не смогла приехать в Дом актера за своей наградой, поскольку в это время играла в спектакле. Но прислала видеоприветствие. «Роль у меня смелая, я выхожу в откровенном костюме», – заинтриговала победительница тех, кто еще не видел ее работу в «Троиле и Крессиде» Театра имени Вахтангова. Кстати, режиссер этого спектакля Римас Туминас присутствовал в зале. Особо теплые слова Мария Аронова сказала в адрес своего партнера по сцене, лауреата «Звезды Театрала» прошлого года, а ныне директора Дома актера Владимира Этуша, признавшись, что когда-то она его жутко боялась, а теперь благодарна Владимиру Абрамовичу, что он иногда позволяет ей над ним подшучивать.
Марка Захарова смело можно назвать другом «Театрала» и другом «Новых Известий», поэтому ему достался приз «Самому преданному читателю», по которому голосования, конечно, не проводилось. Как сообщил главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков, Марк Анатольевич не смог прийти на церемонию, поскольку «поправляет здоровье в Германии», а шеф-редактор «Театрала» Ксения Ларина пояснила, что, когда она звонит Захарову на мобильный и спрашивает первым делом «Не отвлекаю ли?», из трубки неизменно доносится: «Отвлекаете. Я читаю журнал «Театрал». Приз за Захарова получила заведующая литературной частью «Ленкома» Юлия Косырева.
После того как стало ясно, что лучшим меценатом признали председателя совета директоров финансовой корпорации «УралСиб» Николая Цветкова, вручавший ему приз Владимир Этуш проявил завидную находчивость: «Мы очень рады, что вы стали победителем и надеемся с вами провести дальнейшую работу». А после того как господин Цветков наизусть и по-актерски мастерски прочитал притчу Соломона, Этуш снова выскочил на сцену и добавил: «Теперь я понял, что вы там делом занимаетесь».
Между награждениями зрители увидели несколько сольных музыкальных номеров. Артист Театра Маяковского Виталий Гребенников вышел на сцену с гитарой и потрясающе спел «Ах эти черные глаза», громко объявив при этом имя самого известного исполнителя этого романса Петра Лещенко. Не менее чудесными романсами, но уже под рояль, порадовала публику актриса «Студии театрального искусства» Мириам Сехон. Немного латиноамериканского солнца в первые снежные дни добавила москвичам певица из Бразилии Габриэлла, а группа театра «Мост» показала хореографическую миниатюру.
Реплики в фойе
ВЫБОР ЗРИТЕЛЯ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ