Posted 8 декабря 2009, 21:00

Published 8 декабря 2009, 21:00

Modified 8 марта, 07:16

Updated 8 марта, 07:16

Врачебная ошибка

8 декабря 2009, 21:00
Вчера поздно вечером столичный ЦСКА провел в Стамбуле заключительный матч группового этапа Лиги чемпионов с турецким «Бешикташем», от результата которого зависело, продолжат ли армейцы борьбу в весенней стадии еврокубков. А накануне российский клуб понес серьезную потерю. Контрольно-дисциплинарный комитет Европейского

В ночь с понедельника на вторник футбольный клуб ЦСКА опубликовал на своем официальном сайте специальное заявление. «В понедельник вечером в преддверии матча Лиги чемпионов с турецким «Бешикташем» в адрес ПФК ЦСКА поступило письмо от КДК УЕФА, согласно которому Алексею Березуцкому и Сергею Игнашевичу не разрешалось участвовать в вышеуказанной игре, – говорится в сообщении. – И для самих игроков, и для клуба эта новость стала поистине шокирующей. К сожалению, мы сами еще не до конца разобрались во всех обстоятельствах рассматриваемого дела. Но нам нечего скрывать, и мы считаем, что в первую очередь должны поставить в известность наших болельщиков». Сам УЕФА сообщил о решении отстранить российских футболистов от участия во всех официальных играх только во вторник днем. Причина состоит в том, что 3 ноября после матча группового этапа Лиги чемпионов с «Манчестер Юнайтед» в допинг-пробе Игнашевича и Алексея Березуцкого было обнаружено запрещенное вещество. Его название УЕФА не объявил.

Зато вышеупомянутое заявление ПФК ЦСКА содержит некоторые подробности. Игнашевич и Алексей Березуцкий во время пребывания в расположении национальной сборной подхватили сильную простуду. Для ее лечения они принимали препарат под названием судафед. Представители ЦСКА заявляют, что это лекарство не входит в список запрещенных, но о его терапевтическом использовании необходимо уведомлять соответствующие инстанции УЕФА в специальном формуляре. По мнению клуба, работники медицинского штаба допустили техническую ошибку, не указав препарат во время процедуры допинг-контроля после матча в Манчестере.

Здесь стоит пояснить, что судафед – широко применяемое в США и Европе лекарство. Оно снимает отек носоглотки и применяется при лечении обострений бронхиальной астмы, гайморита и других заболеваний органов дыхания. Иногда судафед рекомендуется к приему даже здоровым, но склонным к простудам людям – например, для облегчения синдрома «заложенных ушей» во время авиаперелетов. Основным активным веществом в составе судафеда является псевдоэфедрин. В больших объемах он оказывает стимулирующее воздействие на центральную нервную систему. С 1 января 2010 года псевдоэфедрин будет запрещен Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА), но по состоянию на 2009 год он входит в так называемую программу мониторинга. Это означает, что спортсмены могут употреблять псевдоэфедрин в определенных дозах, исключительно для лечения и при наличии соответствующего разрешения. Оно оформляется заранее, но в некоторых случаях (например, при срочной необходимости приема препарата) его можно получить и постфактум. В любом случае известить УЕФА о том, что Березуцкий и Игнашевич принимали судафед, ЦСКА был обязан.

Даже если отмести вариант, при котором армейские врачи «кормили» футболистов псевдоэфедрином со злым, так сказать, умыслом, непрофессионализм медиков все равно поражает. Казалось бы, что стоит прочитать инструкцию к судафеду, в которой черным по белому написано о наличии в лекарстве псевдоэфедрина, и открыть доступный любому смертному список запрещенных ВАДА препаратов и тех веществ, которые мониторятся? Если не было времени или желания возиться с оформлением специального разрешения, то существовал альтернативный вариант: приобрести для заболевших футболистов любое другое лекарство, в котором псевдоэфедрин не содержится. Кстати, в Америке судафед с псевдоэфедрином с 2005 года можно купить только по рецепту – после того как была раскрыта крупная сеть подпольной перегонки этого лекарства в наркотическое вещество метамфетамин (в его употреблении недавно признался знаменитый теннисист Андре Агасси). Впрочем, ЦСКА утверждает, что произошла «техническая ошибка» и надеется, что КДК УЕФА во всем разберется.

Что же теперь грозит российским футболистам? По правилам ВАДА, несанкционированное применение псевдоэфедрина чревато наказанием от предупреждения до двухлетней дисквалификации. Все зависит и от дозы препарата, и от других нюансов. Самый громкий случай с использованием этого препарата произошел в 2000 году во время летней Олимпиады в Сиднее. Румынская гимнастка Андреа Радукан принимала таблетки с псевдоэфедрином для лечения простуды, в результате чего у нее отняли золотую медаль за победу в абсолютном первенстве. Дисквалифицировать спортсменку Международный олимпийский комитет, правда, не стал, но румынского врача, выдававшего Радукан запрещенное лекарство, отстранил от работы на два олимпийских цикла. Если проводить аналогии, то вряд ли Игнашевича с Алексеем Березуцким надолго отлучат от футбола. Но вот техническое поражение в том матче с «МЮ», завершившемся, напомним, ничьей 3:3, ЦСКА схлопотать может, поскольку оба футболиста принимали в нем участие. «Я бы не хотел сейчас говорить о санкциях, которые могут быть применены к армейским футболистам, – заметил в разговоре с «НИ» заместитель председателя исполнительного совета Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Александр Деревоедов. – Давайте дождемся окончания расследования, которое ведет сейчас УЕФА. Но игроки действительно нарушили правила ВАДА, не оформив разрешения на терапевтическое использование псевдоэфедрина. Это необходимо было сделать заранее, до приема препарата».

Подпишитесь