Являющаяся некоммерческой организацией казанская правозащитная ассоциация «Агора» известна как в России, так и за рубежом. Она объединяет юристов, которые представляют в судах 40 регионов России интересы правозащитных организаций и защищают потерпевших по резонансным делах. В частности, юристы «Агоры» работают с пострадавшими от действий майора Дениса Евсюкова, расстрелявшего людей в торговом центре «Остров» на юге Москвы, и семьей убитой вместе с адвокатом Станиславом Маркеловым журналистки Анастасии Бабуровой.
«Мы сейчас готовим возражения на акт выездной налоговой проверки, – объяснил «НИ» ситуацию адвокат «Агоры» Рамиль Ахметгалиев. – Основную часть налоговых претензий к нам составляют 670 тысяч рублей налога на прибыль с гранта, который мы получили от Национального американского фонда в поддержку демократии. В ходе проверки налоговики признали эту сумму благотворительным пожертвованием, которое не должно облагаться налогом. Но из-за того, что этот фонд не входит в правительственный перечень иностранных фондов, власти рассматривают полученные нами деньги как прибыль. Я вел аналогичное дело в арбитражном суде по налоговым претензиям к челябинской экологической организации «Планета надежд». Там речь шла о том же самом американском фонде. И недавно Федеральный арбитражный суд признал нашу победу в этом деле, подтвердив, что налоговые претензии по данному вопросу были неправомерными».
Рамиль Ахметгалиев говорит, что с остальной суммой налоговых претензий – 170 тыс. рублей – «надо разбираться». По словам юриста, эта цифра складывается из налога на доходы из фонда оплаты труда, НДС и налога на имущество. «Наш бухгалтер сейчас все проверяет, так что, если мы должны какие-то деньги, обязательно заплатим, – говорит г-н Ахметгалиев. – Что же касается суммы, связанной с грантом американского фонда, мы будем оспаривать это дело в арбитражном суде, и, хотя в России нет прецедентного права, мы обязательно выиграем. Я думаю, что в данном случае налоговые органы формально подошли к нормам гражданского права. Кроме того, влияние могли оказать и представители МВД, которые могут быть недовольны деятельностью нашей организации».
В отделе выездных налоговых проверок межрайонной инспекции ФНС по Татарстану к разговору с «НИ» оказались не готовы. «Любая информация является тайной согласно федеральному закону № 79 «О государственной гражданской службе», – заявили корреспонденту «НИ». – Приезжайте к нам, поговорим». Редакция «НИ» готова предоставить слово представителям межрайонной инспекции ФНС в любой момент, если они посчитают возможным дать более подробный комментарий.
Старший оперуполномоченный управления по налоговым преступлениям МВД Татарстана Евгений Попов, который входил в состав комиссии, проверявшей ассоциацию «Агора», также отказался ответить на вопрос «НИ», почему налоговые претензии к правозащитникам уменьшились с 4,5 млн. рублей до 870 тыс.