Жертвы «Хромой лошади»

7 декабря 2009, 00:00
Сегодня в России объявлен траур. Страна почтит память жертв страшного пожара, возникшего во время вечеринки в пермском ночном клубе «Хромая лошадь» в ночь на субботу. Несколько сотен человек праздновали восьмилетие заведения, когда искра от фейерверка попала на плетеный потолок клуба. Поверхность загорелась, как хворос

Все рейсы в пермском аэропорту «Большое Савино» встречают психологи – в город летят родственники пострадавших. Ночью ни один из ночных клубов города не нарушает траур огнями и музыкой. Все увеселительные заведения закрыты до 8 декабря. Их сменили огни и музыка машин «скорой помощи». В ночь на воскресенье, по прошествии суток после трагедии, пострадавших возили в аэропорт – отправлять на лечение в другие города.

Клуб «Хромая лошадь» оцеплен, милиционеры стоят через каждые пять метров. Перед ведущей в него лестницей лежат кипы цветов, горят десятки свечей. Люди подходят, кладут гвоздики и крестятся. Каждый второй плачет. Мужчины нервно закуривают. Места для цветов не хватает, и их начинают класть на бортики и скамейки в близлежащем сквере. Туда же кладут фотографии и иконы.

На снегу гвоздиками выложены имена двух погибших девушек: Лиля, Яна. К вечеру в воскресенье людей становится больше и больше. Как и человеческих слез. Плачут и просто прохожие, у которых никто не погиб. Старушка окропляет ступени святой водой. «Я просто сочувствую», – говорит она и приобнимает девушку Анну. У Анны (она попросила не называть ее фамилию) умерла подруга Татьяна: «Светлый была человечек. У нее в контакте ник «Зайко», и теперь все пишут на ее страничку. У Тани два года назад погиб любимый человек. А теперь вот она... Я тоже рвалась в этот клуб. Слава богу, не пошла».

Следов трагедии на самом здании клуба не видно. Копоть не затронула ни белую вывеску «Хромая лошадь», ни белый фасад девятиэтажного дома, к которому примыкает клуб. Вокруг дома также тянется одноэтажная деревянная пристройка, где находятся несколько магазинов. То, что магазины не сгорели, пожарные считают чудом.

Пожар видели и слышали только жильцы первого и второго подъездов. А жильцы третьего подъезда в ту ночь спокойно спали, не чувствуя даже дыма. «Было очень страшно. Боялись, что до нас дойдет огонь», – рассказала «НИ» девушка с шестого этажа первого подъезда.

Пермская краевая клиническая больница находится в двух минутах ходьбы от погоревшего клуба. Она приняла на себя первую волну пострадавших. Но ожогового отделения в больнице нет. Врачи говорят, что если бы не четыре сразу же прилетевших из Москвы консультанта по ожогам, жертв могло бы быть больше. «К нам поступили 40 человек. Двое умерли в приемном покое. Потом еще двое – в течение часа и двое – спустя сутки. В операционной не хватало столов. Но персонал сработал здорово – врачи приезжали ночью, и все пациенты были обезболены и перевязаны», – говорит «НИ» главврач больницы Валерий Блинов. Сейчас в больнице четверо пострадавших, двое из них в тяжелом состоянии. Остальных отправили на лечение в другие города.

В холле Пермской филармонии в воскресенье выдавали родственникам вещи пострадавших. Родные приходили целыми семьями – очередь выстроилась человек в сто. Всем присвоили номера, записав их на бумажку. Никто не плакал. О происшедшем говорили шепотом: «При вскрытии органы были черными», «Ей хватило одной минуты, чтобы задохнуться».

Светловолосая пожилая женщина совершенно безразличным голосом рассказывала мне о своем горе: «У меня умерла дочь, Березовская Светлана, 28 лет. Девочка очень умная, два высших образования, работала инженером сотовой связи. О ее гибели я узнала по телевизору. До этого все больницы объездила. Их было семь девочек, они устроили девичник. Две погибли, остальные в реанимации. У одной из них должна была быть свадьба. Покатались на лимузине, заказали столик и пошли в «Хромую лошадь». Престижный ресторанчик решили на радостях снять. Вот и отдохнули. Задавили мою дочь. Наглоталась дыма, и ее затоптали. Вся изувеченная была – по ней толпа пробежала».

Светлана Зинатова пришла за вещами мужа Фарида. Сам он лежит в реанимации 36-й московской городской больницы «в стабильно тяжелом состоянии». «Мне позвонили друзья, и я приехала к месту пожара, – рассказала «НИ» Светлана. – На «скорой» я поехала с мужем в больницу. Там ничего организовано не было – раздетые люди мерзли с ожогами в приемном покое. Им даже одеяла не вынесли! Только одной девушке вынесли, которая выбежала на улицу полураздетая. Родственники сами ездили по магазинам, покупали воду».

У Александра Нестерова пострадала жена Ольга – 30-летняя женщина с ожогами 70% тела лежит в реанимации Института Склифосовского: «Когда начался пожар, они остались у стойки бара и присели с подругами на пол. Мне рассказала это ее подруга Клара. Потом обе потеряли сознание. Когда пришли в себя, уже почти все вышли, и они с Кларой выбрались одними из последних, когда уже приехали спасатели. Мне позвонил охранник конторы, которая рядом с «Лошадью». Он увидел идущую Ольгу – обгоревшую, покачивающуюся, без верхней одежды. Жена продиктовала ему телефон, и он позвонил мне. Когда я приехал, ее уже увезли на «скорой» в областной ожоговый центр в Закамск. В сознании она была только первый час. У нее еще были обожжены верхние дыхательные пути, и врачи говорят, что прогнозы по ее состоянию можно будет делать только через месяц. Дома ее ждет семилетний ребенок».

ХРОНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧС В КЛУБЕ «ХРОМАЯ ЛОШАДЬ»

Сообщение о взрыве в клубе «Хромая лошадь», в котором отмечался семилетний юбилей заведения, поступило на пульт дежурного МЧС в 23.15 (мск). Очевидцы услышали сильный хлопок, а затем началось возгорание. К месту ЧП выехали 20 пожарных расчетов и 120 человек личного состава. Станция МЧС находилась недалеко от клуба, и через три минуты спасатели прибыли на место. В течение 15 минут им удалось эвакуировать 90 человек.
В 23.38 пожар удалось локализовать, а в 23.52 он был полностью потушен. Площадь возгорания составила 400 кв. метров. Правоохранительные органы сообщили СМИ, что в клубе находилось около 200 человек.
В 1.14 ГУВД Пермского края сообщило, что причиной трагедии, по предварительной версии властей, стала неисправность холодного фейерверка. На месте происшествия проведена доследственная проверка в присутствии руководителя Следственного управления СКП РФ по Пермскому краю Марины Заббаровой. Второй версией стало замыкание электропроводки.
Около 2.00 пожарные машины начали разъезжаться, тела были эвакуированы с места происшествия. В основном пострадавшие получили ожоги, многие отравились дымом. 21 человек был госпитализирован с черепно-мозговыми травмами. В больницы города было доставлено 137 пострадавших, 61 из которых находился на искусственной вентиляции легких. Большое количество травм вызвала создавшаяся при пожаре давка.
Около 3.00 ночи стали появляться первые списки пострадавших. Часть списков вывесили на входе в культурно-деловой центр в 300–400 метрах от «Хромой лошади». Сюда стекались родственники и друзья жертв пожара. Место трагедии было оцеплено. По факту пожара и гибели людей было возбуждено уголовное дело по статье 219 УК РФ «нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Под утро пермским медикам стали предлагать свою помощь в разных регионах России. В Пермь был отправлен вертолет МЧС из Нижнего Новгорода с медиками и грузом лекарств на борту. Пять реанимационных бригад из Башкирии, направленных на место трагедии, доставляли тяжелых больных из пермских больниц в аэропорт для последующей госпитализации в другие регионы. Свои бригады «скорой помощи» направил Приволжско-Уральский региональный центр МЧС. Утром в субботу началась транспортировка пострадавших в ожоговые центры Москвы, Санкт-Петербурга и Челябинска.
Мария МОРОЗОВА


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ВИНОВНЫЕ В ПЕРМСКОЙ ТРАГЕДИИ АРЕСТОВАНЫ

Вчера суд санкционировал арест четверых подозреваемых по делу о пожаре в пермском ночном клубе. Задержанные – владелец «Хромой лошади» Анатолий Зак, исполнительный директор Светлана Ефремова, арт-директор Олег Феткулов и устроитель пиротехнического шоу Сергей Дербенев – не признают себя виновными. Руководство кафе-бара обвиняется по ст. 219 УК РФ «нарушение правил техники пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». Дербеневу же предъявлено обвинение по статье 109 УК РФ «причинение смерти по неосторожности». Причиной пожара в клубе, по версии следствия, стало внештатное срабатывание пиротехники. Всего правоохранительные органы края подозревают пятерых человек. Но арендатор помещения и соучредитель Александр Титлянов находится в тяжелом состоянии в московской городской клинической больнице № 36.
Власти Пермского края и города Перми приняли решение выплатить семьям погибших материальную помощь в размере 100 тыс. рублей. Все выходные в краевом бюро судмедэкспертизы проходила процедура опознания тел. К вечеру воскресенья неопознанным оставался один человек.
На пермской трагедии попытались нажиться мошенники. В Интернете стали появляться сообщения с просьбой пожертвовать деньги пострадавшим в пожаре. Глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова призвала население не верить этим заявлениям и не перечислять деньги на указанные банковские счета. В МВД предупредили пермяков, что sms-сообщения якобы от их родственников, которые пострадали и находятся в больнице, также являются аферой.
Мария МОРОЗОВА

#Общество #Новости #Пожары #Пермский край #ЧП
Подпишитесь