Posted 1 декабря 2009, 21:00
Published 1 декабря 2009, 21:00
Modified 8 марта, 07:19
Updated 8 марта, 07:19
Практика назначения послами не профессиональных дипломатов, а тех, кто финансировал избирательную кампанию хозяина Белого дома, сложилась еще до Барака Обамы. Сотрудники Государственного департамента надеялись, что новый президент в рамках объявленных им реформ ее сломает. Однако эти надежды явно не оправдываются. Щедрые доноры отправляются главами дипломатических миссий не только в крошечные островные республики, что еще как-то можно было бы оправдать желанием отплатить за услугу, но и в такие страны, как Франция, Великобритания и Германия.
За год президентства Барак Обама назначил почти 80 новых послов. 56% важнейших внешнеполитических постов достались не кадровым дипломатам, а тем, с кем, по сути, расплатились по счетам. «Настало время положить конец порочной системе раздавать посты посланников за громадные деньги, – сказала в интервью лондонской Times Сьюзен Джонсон, президент Ассоциации дипломатов Америки, которая следит за назначениями в дипломатическом корпусе. – Но сейчас это, как и раньше, бизнес».
По словам миссис Джонсон, нынешний президент стремительно догоняет по этому показателю своего предшественника Джорджа Буша. К примеру, пост посла США в Лондоне, по традиции считающийся одним из самых важных, достался Луису Сусману, который сумел собрать в избирательный фонд Обамы свыше 500 тыс. долларов. Другой ключевой дипломатический пост – посла во Франции – достался Чарльзу Ривкину, бывшему руководителю телекомпании, который собрал 800 тыс. долларов. В Берлин отправился Филипп Мэрфи, бывший председатель Национального комитета демократической партии по финансам, который за последние 20 лет смог привлечь в избирательные фонды кандидатов на пост президента от демократов 1,9 млн. долларов. Другие доноры получили назначения в менее важные страны. Например, Николь Эвант, собравшая во время избирательной кампании не меньше 800 тыс. долларов, стала новым послом США на Багамах.
Кроме кадровых дипломатов против практики назначения послами финансистов избирательной кампании выступают и многочисленные антикоррупционные группы и комитеты. «Это своего рода аукцион для доноров, – считает Джош Израэль, координатор Центра открытого общества в Вашингтоне. – Таким способом администрация их награждает». Особый вес обвинениям придает то обстоятельство, что во время избирательной кампании Обама обещал поправить репутацию Вашингтона как столицы, в которой продаются должности. Задача эта, конечно, очень трудная. Однако усилия президента уже смазаны тем, что влиятельные банкиры имеют доступ к старшим чинам президентской администрации.
В Белом доме утверждают, что в политических назначениях нет ничего плохого и противозаконного и дело тут вовсе не в размерах пожертвований во время предвыборной гонки. По официальной версии, такая практика позволяет использовать лучшие качества способных людей. В качестве примера приводится Карл Эйкенберри, новый посол в Афганистане, который раньше входил в командование воинским контингентом в этом государстве. Критики администрации напоминают: конституция США требует, чтобы все послы хорошо знали страну, куда они получили назначения, ее язык и культуру, но ни в Белом доме, ни в конгрессе, где утверждают назначения, на это не обращают внимания. «Вполне возможно, – допускает Джош Израэль, – что назначенцы получают посты не только благодаря своим пожертвованиям, но чаще всего это производит плохое впечатление».