Posted 1 декабря 2009, 21:00

Published 1 декабря 2009, 21:00

Modified 8 марта, 07:19

Updated 8 марта, 07:19

Ликбез для медалиста

1 декабря 2009, 21:00
Сюжет
Бензин
Сегодня на «правительственном часе» в нижней палате парламента Борис Грызлов собирается спросить у министра энергетики РФ Сергея Шматко, откуда в России берется бензин Аи-98. А вчера спикер, похваставшись тем, что окончил школу с золотой медалью, признался, что не понимает, откуда эта марка топлива поступает на наши бе

Предваряя сегодняшнее обсуждение, г-н Грызлов сообщил: «Процесс получения бензина на нефтеперерабатывающих заводах – это процесс крекинга. Это мы еще из средней школы знаем, ничего не изменилось. И в соответствии с этим процессом получается бензин с октановым числом 80, а дальше используются присадки». Он согласился: присадки, которые составляют примерно 10% смеси, поступающей в мотор, повышают октановое число бензина до 92 или 95. «А вот откуда берется 98-й бензин на наших бензоколонках, я как человек, который окончил школу с «золотой» медалью, не могу сказать. Вряд ли мы его получаем из Швеции. Поэтому вопрос о тех бензинах, которыми кормят наши машины, актуальный и жесткий», – подчеркнул спикер.

«НИ» без труда удалось узнать «формулу» 98-й марки автомобильного топлива. Выглядит это примерно так: «Прямогонный бензин подвергают гидроочистке в специальных условиях, затем разделяют на фракции НК-85oС и 85oС-КК. Фракцию НК-85oС подвергают изомеризации. Фракцию 85oС-КК подвергают риформингу. Получают продукт каталитического риформинга, 10% которого разгоняют с выделением фракции 110oС-КК. Фракцию 110oС-КК, бензин каталитического риформинга, алкилат и изомеризат смешивают в количестве соответственно 25, 35, 25 и 15% от массы смеси, к полученному продукту добавляют 12 масс метилтретбутилового эфира. Получают бензин Аи-98».

Это способ изготовления высокооктанных бензинов без добавления этиловой жидкости (оно запрещено в РФ с 2003 года), которые меньше загрязняют окружающую среду. Причем он не единственный. Замначальника отдела автомобильных и авиабензинов ВНИИ нефтепереработки Галина Романова сообщила «НИ»: «Весь бензин Аи-98, произведенный в РФ, который тестировали в институте, никогда не вызывал сомнений в качестве. И не только он – все марки заводских бензинов». Другое дело, что 98-й бензин производят далеко не все, хотя разрешение на это имеют. По данным начальника указанного отдела Вячеслава Емельянова, из 27 российских НПЗ этот продукт «выдают» всего 7–8 предприятий. И из общего объема производства 2008 года в 38 млн. тонн Аи-98 составляет всего 0,3%. Причина: не интересно. «В России ничтожное количество автомобилей под 98-й бензин, – пояснил г-н Емельянов. – Спрос даже в столице очень маленький. Московский НПЗ не производит эту марку, потому что его 20-тонное хранилище по три месяца не может освободиться – держит «мертвый груз»! Поэтому ее производят заводы, у которых есть 5-тонные резервуары».

Да, есть в России и импортный 98-й. Но завозят его не из Швеции, а из Финляндии. В основном он реализуется на территории Ленобласти – там расположена сеть АЗС финской компании. Владелец сети бензоколонок в Волгоградской области рассказал «НИ», что завозит 1 цистерну (60 тонн) 98-го, заказывая ее через финнов не чаще чем раз в полгода, «и то только для узкого круга клиентов». Настолько невелик спрос.

«Чтобы как-то поднять продажи, одна из сетей открыла в Москве три АЗС, где из двух резервуаров торговали тремя бензинами: при необходимости смешивали 98-й и 92-й и получали наиболее востребованный 95-й, – рассказал «НИ» г-н Емельянов. – Торговля шла. Но поднялся шум. Оказывается, любое смешивание нефтепродуктов у нас приравнивается к производству. Поэтому «уличное» производство 95-го прикрыли, хотя вреда от этого никому не было. Взамен же чиновники ничего не предложили. Так и неясно, как поднять экономический интерес к 98-му бензину». Независимый аналитик топливного рынка Максим Назаров тоже удивился: «Неужели у г-на Грызлова автомобиль где-то застрял, что он вдруг за 98-й бензин взялся? Могу заверить, что его у нас не подделывают. Потому что ради прибыли в 20 тыс. (разница в цене с 95-м – 1,5–2 руб.) никто не станет наживать себе неприятности!»

Специалисты считают, что нам необходимо срочно законодательно закреплять ответственность за глубину переработки сырья и качество продуктов на мини-НПЗ и на небрендовых АЗС. Вот эта проблема действительно достойна стать головной болью спикера. По информации Российского топливного союза, доля суррогатного топлива на нашем рынке достигает 30%, а летом – всех 50%. И подделывают, кстати, не 98-й, а в основном 95-й бензин – топливо массового спроса. Владельцы топливных баз и АЗС добавляют в него солярку или «самоварные» смеси. И если, по статистике столичного департамента природопользования, в Москве каждая четвертая иномарка выходит из строя из-за некачественного бензина, то в других российских регионах ситуация c качеством топлива еще хуже.

Подпишитесь