Posted 26 ноября 2009, 21:00

Published 26 ноября 2009, 21:00

Modified 8 марта, 07:22

Updated 8 марта, 07:22

Порядок на дорогах

26 ноября 2009, 21:00
С 2013 года Объединенная Европа начнет переход на водительские удостоверения единого образца. Эта инициатива были одобрена на недавней брюссельской встрече министров транспорта стран – членов ЕС. Сначала водители будут получать временные права на два года, превращаясь, таким образом, в своего рода стажеров. Если за про

Уже со следующего года в национальные законодательства стран – членов Евросоюза начнут вводиться соответствующие изменения. Одной из первых на принятое в Брюсселе решение откликнулась Польша. Кабинет министров страны опубликовал проект закона, который в случае его одобрения сеймом вступит в силу после Нового года. В официальных комментариях говорится, что правительство приняло новые предписания, прежде всего из-за «обеспокоенности ростом числа ДТП, уровнем преподавания в автошколах и уровнем коррупции, сопутствующим получению водительских удостоверений». По статистике, в Польше на дорогах ежегодно погибают более 5,5 тыс. человек, многие тысячи становятся инвалидами. Это самый высокий показатель в ЕС. Разработчики закона уверены, что введение новых правил позволит держать водителей «в тонусе», а также закроет коррупционную лазейку для желающих получить права в обход установленных правил – купить водительское удостоверение станет практически невозможным.

Как уверяют разработчики закона, изменения не скажутся на стоимости курсов вождения. Кстати, в Польше они являются одними из наиболее дешевых в Европе, в зависимости от автошколы цена варьируется от 450 до 600 евро. В Чехии такое же удовольствие стоит уже 800 евро. Дороже всего обучение и сдача экзаменов обходится жителям благополучной Норвегии – до 3 тыс. евро. В Нидерландах и Исландии – примерно 1800 евро, в Швеции – около 1600 евро. В Германии, Великобритании, Дании и Ирландии выучиться и сдать на права стоит в среднем 1500 евро.

Основная проблема в том, что на территории стран – членов ЕС до настоящего времени являются действительными водительские права примерно 100 разновидностей, которые выдавались как на территории Евросоюза, так и в третьих странах. В ряде европейских стран водительские удостоверения не менялись по 20 и более лет. Рекордсмен по этом у показателю – Германия. Здесь водители-пенсионеры до сих пор могут ездить с удостоверениями, полученными еще при Конраде Аденауэре. Такая неразбериха способствует тому, что по Объединенной Европе до сих пор «рассекают» с поддельными удостоверениями неквалифицированные водители, вносящие свой весомый «вклад» в повышение уровня ДТП – на дорогах ЕС ежегодно гибнут более 40 тыс. человек.

И сторонники, и противники принятия нового закона сходятся в одном – грядущие изменения, безусловно, повысят безопасность на дорогах. Но и тех, и других смущает вопрос: кто будет платить за все эти экзамены? Ведь в проекте закона предусмотрено, что водители грузовиков, например, должны подтверждать свою профессиональную водительскую выучку раз в пять лет. Помимо этого, экзаменуемыми станут и сами инструкторы вождения: нововведение предлагает тестировать их педагогические умения раз в два года. «Принятие такого закона давно назрело, – говорит в беседе с корреспондентом «НИ» Дарек Жабокритский, инструктор одной из варшавских школ вождения с 15-летним стажем. – А то последние годы в Польше появилось множество курсов подготовки водителей, уровень преподавания на которых весьма неважный. Клиентов заманивают тем, что до невозможности снижают цены за обучение, даже до 1100 злотых (менее 300 евро). Но кадры в таких центрах, как правило, невысокой квалификации, до предела сокращена водительская практика курсантов. В результате по польским дорогам страшно ездить. Я, например, могу определить по поведению водителя на дороге, какую школу вождения он окончил: старую, с хорошими преподавательскими традициями и соответственно высокими требованиями, или «скороспелку».

А как затронет это нововведение водителей, приезжающих в ЕС, например, из России? Разработчики закона уверяют, что никак. Россияне смогут ездить по европейским дорогам со своими, полученными на родине водительскими правами. Если гость из России прибыл в длительную командировку, он может поменять свои права на документ той страны, в которой собирается жить, воспользовавшись услугами ближайшего полицейского комиссариата. В Чехии, например, это удовольствие стоит 140 крон (около 4 евро). Примерно такая же цена – 25 злотых – и в Польше. По истечении срока пребывания в стране ЕС российское водительское удостоверение будет возвращено заявителю.

Подпишитесь