Вы в ответе за тех, кого приручили. Такую модель отношений между городом и собственниками памятников архитектуры недавно предложил председатель комитета по культурному наследию Москвы Валерий Шевчук. «Обязательства в отношении памятника не должны зависеть от воли собственника, – считает г-н Шевчук. – Кто бы ни был его собственником или пользователем, он автоматически, без всяких торгов и согласований получает обязательства по сохранению. Сегодня охранное обязательство – это соглашение двух сторон. Мы же хотим сделать его своего рода публичным обязательством, которое нельзя оспаривать и не надо согласовывать». В охранное обязательство, по мнению главы Москомнаследия, следует внести и список работ на объекте, а также сроки, в которые должна быть выполнена реставрация.
Ужесточить наказание для собственников-вандалов столичные власти решили не просто так. Несмотря на то что в Москве владельцам, нарушившим законодательство об охране исторического наследия, грозит штраф до одного млн. рублей (российский КоАП предусматривает санкцию в размере 50 тыс. рублей), городу все чаще приходится прибегать к более жестким мерам. К примеру, недавно было вынесено решение об изъятии прав на дом Орлова-Денисова (Большая Лубянка, дом № 14) у нерадивого собственника. Никаких ремонтно-реставрационных работ не проводилось, хотя такая договоренность с городом у владельцев была. Из-за этого здание вот-вот могло просто рухнуть.
Впрочем, многие исторические здания сейчас находятся, так скажем, в подвешенном состоянии. Собственник двух квартир в доме № 3 по Красноказарменной улице содержал в помещениях ресторан (что уже само по себе категорически запрещено), а также нелегальное общежитие. Более того, к этому зданию было сделано несколько капитальных пристроек, из-за чего дом полностью потерял приличный вид. А ведь речь идет о здании XVIII века, являющемся частью комплекса Головинского дворца. А пристройки возведены на территории парка Лефортово, признанного объектом культурного наследия федерального значения. Вопрос еще не решен окончательно.
Москомнаследия приводит куда более печальные последствия самоуправства нерадивых собственников. Некая фирма избавилась от соседства старинного дома по улице Русаковская, дом № 13. Причем это был выявленный объект культурного наследия. Город лишился памятника в результате несанкционированных «противоаварийных» работ. Защитники здания рассказывают, что собственники ссылались на «самообрушение дома в ходе начатого ремонта». Как пояснили в Москомнаследии, владелец здания также заявил о том, что не знал о его статусе памятника. Комитет поставил вопрос о возбуждении уголовного дела, в том числе по статье 243 УК РФ «уничтожение или повреждение памятников истории и культуры». Также чиновники настаивают на том, чтобы здание было восстановлено в прежних формах.