Posted 24 ноября 2009, 21:00
Published 24 ноября 2009, 21:00
Modified 8 марта, 07:23
Updated 8 марта, 07:23
На произведениях Булгакова в Малом театре всегда стоял штамп: «Не наш драматург». И причина вовсе не в содержании пьес Михаила Афанасьевича, а в том, что долгие годы он считался исключительно мхатовским автором, где с успехом шли его «Дни Турбиных», «Пушкинские дни». И если Островский ряд своих произведений написал специально для Малого театра, то Булгаков писал «Кабалу святош» для МХАТа. Правда, у той, первой постановки «Кабалы» была сложная история. Главрепертком запретил мхатовцам репетировать пьесу о великом французском комедиографе Мольере. «На что намекает Булгаков?» – возмущались в верхах, читая о человеке, вынужденном подстраиваться под власть. В январе 1930 года Булгаков напишет в письме к брату: «Лучшими специалистами в Москве пьеса признана самой сильной из моих пяти пьес. Но все данные за то, что ее не пустят на сцену. Мучения с нею продолжаются уже полтора месяца, несмотря на то, что это Мольер, XVII век, несмотря на то, что современность в ней я никак не затронул». Премьера прошла триумфально, но разгромная рецензия в газете «Правда» заставила МХАТ снять спектакль из репертуара.
Несмотря на столь обескураживающее начало, за 80 лет существования пьеса успела выйти и на московскую сцену, шла в провинции и за рубежом. Однако в Малом театре ее сыграли, словно не было никакой предыстории. Булгаков зазвучал так же остро и современно, как всю жизнь здесь звучали произведения Островского и Шиллера, Пушкина и Горького. По сюжету Мольер, автор пьес и владелец собственной труппы, вынужден считаться со вкусом короля. Радуется, когда король одаривает труппу своим покровительством. Но одно легкомысленное увлечение (Мольер влюбляется в девушку, не зная, что это его собственная дочь) приносит одну беду за другой. Театральная изнанка предстает во всей полноте: сплетни, гнев короля, интриги Церкви, двуличие артистов…
Как свойственно режиссуре Малого театра, в спектакле строго расставлены акценты. Открывается занавес под звук то ли отдаленной музыки, то ли звона в ушах, какой бывает при повышенном давлении. На авансцене – уставший Мольер, он только что вернулся за кулисы после спектакля. Но реплика «Король аплодирует!» разрывает зловещую тишину. Со сцены бегут артисты, чтобы сообщить Мольеру эту радостную новость. Мы видим, как измученный Мольер тяжело поднимается и, гордо выпрямив спину, летит на поклоны королю.
Сценограф Станислав Бенедиктов важную роль в спектакле отдал занавесу. Точнее, занавесов здесь несколько: в трагические моменты они вздымают над сценой, как черные паруса, отделяют подмостки и гримерку Мольера. За занавесами шепчутся сплетники, прячутся любовники, роскошные золотистые занавески украшают покои короля… Кстати, короля актер Борис Клюев сыграл как великого гуманиста (не зря Людовика прозвали «королем-солнцем»). Клюев играет Людовика как хладнокровного, но справедливого правителя, не позволяя себе пафоса и громких фраз. От него веет чиновничьим холодом даже в те минуты, когда он молчит или принимает пищу. Лишив Мольера своего покровительства, Людовик – Клюев разрешает ему переждать сердечный приступ во дворце, а сам с достоинством уходит в покои. Другие роли в спектакле были доверены молодым артистам, многие из которых в этом году окончили театральные вузы, в чем тоже Малый театр сделал весьма решительный шаг: в прежние времена молодежи здесь далеко не сразу давали крупные роли.