Posted 23 ноября 2009, 21:00
Published 23 ноября 2009, 21:00
Modified 8 марта, 07:24
Updated 8 марта, 07:24
Несмотря на общее грустное впечатление, оставшееся после осмотра всей выставочной экспозиции, надо отдать должное участникам (их, к сожалению, было существенно меньше, чем в прошлом году) – они держались на «должной высоте». Тому есть объективные причины. Прежде всего выставка является единственным на пространстве СНГ представительным форумом бизнес-сообщества деловой авиации. И своими предыдущими экспозициями она доказала свое право на существование. И хотя даже опытные эксперты не берутся прогнозировать грядущее, однако многие тенденции отчетливо проявились уже сейчас. Производители самолетов административно-делового назначения, по их словам, склонны пересматривать программы серийного выпуска, предполагая, что произойдет снижение интереса к самолетам легкого и среднего классов. Однако интерес к тяжелым дальним и ультрадальним бизнес-джетам верхнего ценового сегмента сохраняется. Аэропортам предстоит пересмотреть расценки, клиентам компаний-операторов найти возможности получить скидки, а владельцам самолетов – сагитировать как можно больше пассажиров для полетов, чтобы хоть как-то сократить недешевый простой воздушных судов. Наряду с этим возросло количество предложений на вторичном рынке авиационной техники.
В сложившейся ситуации участники рынка частной и деловой авиации еще больше нуждаются в консолидирующем форуме-выставке, где им будет предоставлена возможность заявить о себе, предлагая клиентам новые услуги. Выживать поодиночке в условиях обостряющейся конкуренции становится проблематичным. Да, вероятнее всего, с рынка уйдут многие его нынешние участники, а делом принципа для оставшихся станет подтверждение своего достойного присутствия на нем.
На выставке свою продукцию и услуги представляли компании, занимающиеся производством самолетов и вертолетов, их эксплуатацией, продажей чартерных рейсов, подготовкой экипажей, страхованием, консалтингом, поставкой бортового питания и другими составляющими инфраструктуры бизнес-авиации. А на статической площадке в аэропорту «Внуково-3» были собраны основные типы воздушных судов, используемые в деловой авиации.
Иностранные участники были представлены компаниями Bombardier и Callixo (Канада), World Fuel Services и Allied Aviation Consulting (США), Dassault Aviation (Фрaнция), Delta Aerotaxi (Италия), Jet Aviation (Швейцария) и другими. А российские – компаниями Moscow Sky, Aerotrans, Air Charter Service, Avikom, Capital Transfer и т.д.
В рамках деловой программы состоялись конференции, презентации, семинары и конкурсы. Немало острых вопросов было поднято на заседании «круглого стола» по теме «Будущее деловой авиации в России». Например, почему до сих пор нет импорта самолетов деловой авиации в Россию; какие законодательные препятствия объективно мешают бизнес-авиации; является ли ключевым этапом введение уведомительной системы полетов; нужны ли деловой авиации выделенные аэродромы и каким образом стандарты VIP-обслуживания влияют на уровень сервиса аэропорта?!
В общем, экспоненты и предприниматели еще раз подчеркнули, что нельзя забывать о том, что деловая авиация не только спутник бизнеса, она – один из самых эффективных его инструментов. И от того, насколько активным будет развитие этой важной составляющей гражданской авиации страны, во многом зависит дальнейший успех российского бизнеса в наше непростое время.
МНЕНИЕ УЧАСТНИКА