Posted 22 ноября 2009, 21:00

Published 22 ноября 2009, 21:00

Modified 8 марта, 07:25

Updated 8 марта, 07:25

Проводник российского консерватизма

22 ноября 2009, 21:00
В субботу в Санкт-Петербурге состоялся съезд «Единой России». На нем партия власти, наконец, определилась со своей идеологией. Для этого, правда, пришлось «скрестить» консервативные взгляды с провозглашенным президентом курсом на модернизацию. А заодно уничтожить словесно всю думскую оппозицию.

На этот раз местом проведения съезда «единороссов» стал не Гостиный Двор, который оказывался их прибежищем в последнее время, а павильоны выставочного центра «Ленэкспо», где ежегодно собираются участники Петербургского международного форума. В организации съезда явно ощущался антикризисный дух. Раньше столы в кулуарах ломились от бесплатных закусок, на этот же раз «халяву» отменили, а все съестное продавалось исключительно за наличные деньги. Введение режима экономии внесло заметные изменения в привычный ход событий: в перерывах в буфеты выстраивались длинные очереди из проголодавшихся делегатов. «Если бы бесплатно было, уже бы давно в зале сидели, – жаловался своей спутнице узнаваемый делегат. – А так, пока рассчитают, уже и съезд закончится».

Кстати, и сами павильоны были обустроены как-то наспех. Мест в зале на всех участников не хватило, поэтому часть делегатов стояли в проходах или смотрели трансляцию на больших экранах в пресс-центре. А в самом зале, между трибунами, не были установлены заградительные барьеры. Поэтому не обошлось без происшествий. В зияющую между трибунами пустоту глубиной в несколько метров, как утверждают очевидцы, во время прохождения толпы провалилось двое делегатов. Но их вскриков никто не услышал – все настроились слушать вступительные речи двух основных докладчиков, и на «мелочи» внимания не обращали.

Как и на прошлом съезде, главными участниками были президент и премьер. Глава государства и правительства вошли в зал вместе с сопредседателями партии. Дмитрий Медведев, открывая съезд, был краток. В своей десятиминутной речи он тезисно повторил основные положения из своего недавно озвученного послания Федеральному Собранию. Признав все достоинства «единороссов», президент призвал партию власти к переменам. «Единороссы» могут добиваться перемен к лучшему только в том случае, если партия власти будет меняться сама, – подчеркнул он. – Партия должна стать современной, чтобы не устареть, не отстать от жизни, от собственного избирателя». Прозвучал в речи Дмитрия Медведева и долгожданный ответ на критику оппозицией прошедших выборов. Он призвал чиновников и губернаторов поумерить свой пыл во время избирательных кампаний. «Выборы, призванные быть всенародным волеизъявлением, состязанием идей и программ, иногда превращаются в некие истории, когда демократические истории путаются с административными», – отметил Медведев. В чей огород брошен этот камешек, он прояснил, добавив, что «Единая Россия» сможет обойтись и без всех этих административных излишеств».

Речь лидера партии Владимира Путина продолжалась около часа. Премьер перечислил все предыдущие достижения власти и отметил сопричастность «ЕР» ко многим из этих свершений. Отметив благие намерения других политических сил, он все же подчеркнул, что «посмотреть на проблемы комплексно, просчитать все последствия принимаемых решений, взять на себя ответственность способна только «Единая Россия». Прозвучало в его выступлении также признание, что прежние факторы роста себя исчерпали и необходимы новые сценарии развития.

На съезде партия наконец-то определилась со своей идеологией. После долгих размышлений «единороссы» решили стать консерваторами. Правда, чтобы не вступить в противоречие с провозглашенным в послании президента курсом на модернизацию, партии власти пришлось срочно перекраивать целые куски из своей программы. В результате председатель партии Борис Грызлов объявил, что идеологией партии будет российский консерватизм. Надо понимать, это что-то из разряда «суверенной демократии». «Это идеология стабильности и развития, постоянного творческого обновления общества без застоев и революций», – прочитал г-н Грызлов по бумажке. – Российский консерватизм – это открытый консерватизм». Как он пояснил, это значит «готовый к дискуссии, – внутрипартийной и с оппонентами». И тут же продемонстрировал, как это будет выглядеть на практике, накинувшись с критикой на думские партии. КПРФ г-н Грызлов обвинил в том, что она из года в год не может предложить ничего, кроме лозунга «Отнять и поделить». В ЛДПР он увидел «громко звенящую пустоту». А по поводу «Справедливой России», заметил, что, к сожалению, «социал-демократической партии у нас пока не существует». Следует отметить, что новое слово в общении с оппозицией председатель «ЕР» сказал еще накануне съезда. На медиафоруме он, в частности, отметился незаконченной фразой: «Мы оппозицию породили, мы ее и…»

Оппозиционеры охотно отреагировали на критику г-на Грызлова. Депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Оксана Дмитриева сказала «НИ», что «единороссы», не вступая в открытую дискуссию, пытаются воздействовать на оппонентов двумя способами. Заглушить своим криком другие голоса или же при помощи оскорблений и поливания грязью. На съезде, по мнению г-жи Дмитриевой, был реализован именно второй вариант. «Но если пьяный обзывает вас у ларька, не будете же вы вступать с ним в дискуссию», – так прокомментировала она выпады в адрес оппозиции. Самовлюбленностью назвал действия «единороссов» на съезде депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев. По его мнению, это реакция партии власти на падение своего авторитета в обществе. «Поскольку ответить за свою политику нечего, то единственной реакцией становится критика оппонентов», – заявил «НИ» депутат. Но больше всего сравнение его партии с «громко звенящей пустотой» обидело лидера фракции ЛДПР в Госдуме Игоря Лебедева. «Я руки этому человеку больше не подам, несмотря на то что он юридически является нашим руководителем», – возмутился оппозиционный депутат.

Подпишитесь