История с принятием закона, повышающего транспортный налог, становится все более запутанной и интригующей. Напомним, в позапрошлую пятницу Госдума приняла этот документ в третьем чтении голосами исключительно одной партии – «Единой России», остальные фракции проголосовали «против». Но спустя три дня лидер думских «единороссов» Борис Грызлов заявил, что закон уже нуждается в пересмотре. По его словам, решение отказаться от повышения ставки было принято партией в результате консультаций с рядом регионов РФ и общественных организаций. Одновременно с этим из Кремля тоже поступило указание пересмотреть закон.
Далее Совет Федерации накладывает вето на закон, и он попадает на доработку в согласительную комиссию. Переделанный документ в прошлую пятницу вновь ставится на голосование в Госдуме и опять получает поддержку только одной партии – «Единой России». Остальные фракции не устроили изменения, которые, по их мнению, ничего принципиально в законе не изменили. В самом деле, по новой версии базовая ставка налога осталась на уровне 2003 года, однако местным органам власти разрешено увеличивать или уменьшать ее в десять раз против пяти, как раньше. Выходит, размер максимальной ставки все же вырастает в два раза.
Поясним ситуацию на простом примере. Текущая базовая ставка транспортного налога, например, на автомобиль с двигателем до 100 л.с. составляет 5 руб. При этом у субъектов Федерации есть, пока старый закон действует, право уменьшать и увеличивать ее в пять раз, то есть от 1 до 25 руб. Принятый неделю назад законопроект предусматривал, что базовая ставка вырастет вдвое, то есть в нашем случае до 10 руб. При этом регионы могли уменьшить ее в 10 раз или повысить впятеро: диапазон получается от 1 до 50 руб. В минувшую пятницу все изменили: базовая ставка осталась прежней – 5 руб., но уменьшать и увеличивать ее можно теперь в десять раз.
В итоге получим минимум 50 коп., а максимум – те же 50 руб. «Это называется не мытьем, так катаньем», – заявил член фракции «Справедливая Россия» Антон Беляков, отметив, что документ совсем не изменился. По его словам, если регионы увеличат по максимуму ставку транспортного налога, то российскому пенсионеру, владельцу обычной «шестерки» «Жигули», придется платить 5 тыс. рублей в год.
Когда правящая партия приняла решение не повышать базовую ставку, первый заместитель руководителя думской фракции «Единая Россия» Валерий Рязанский объяснил «НИ» смену вектора тем, что дополнительные средства, которые должен был дать новый закон, удалось найти в другом месте. «По докладу руководителя комитета по бюджету удалось решить проблему бюджетирования в этой части, поэтому необходимость в повышении ставки отпала», – сказал он. Видимо, не отпала, раз возможность повышения налога все же оставлена, пусть и на совести регионов.
Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева квалифицирует произошедшее, как обман избирателей и невыполнение указания президента. «Оппозиция была против того, чтобы повышался налоговый пресс в той или иной форме. Эта идея была поддержана президентом – было дано указание пересмотреть закон, но сделать это не для того, чтобы в очередной раз обмануть население и малый бизнес, а чтобы действительно не повышать налог, – сообщила «НИ» депутат. – Но для этого надо было оставить все без изменения: не повышать базовую ставку и оставить право регионам увеличивать ее в пять раз». Однако тогда, по словам депутата, пришлось бы пересматривать бюджет 2010 года, чтобы компенсировать выпадающие 7,5 млрд. руб. доходов, которые должно было принести повышение транспортного налога. А этого делать никто не захотел.
Если доходы не пересмотрели, значит, регионы будут вынуждены добирать необходимые деньги повышением налога. Г-жа Дмитриева считает, что те субъекты РФ, которые уже вышли на верхний предел ставки, будут повышать ее и дальше. «В Санкт-Петербурге, например, на 2010 год уже заложено 24 руб. с лошадиной силы за маломощный «жигуленок», то есть больше, чем было в 2009 году. Значит, с 2011 года они будут еще повышать ставки. Поэтому, как бы это ни выглядело, можно сказать определенно: транспортный налог в стране повысили», – заявила депутат.
«От перемены мест слагаемых сумма не меняется, – заметил «НИ» вице-президент Движения автомобилистов России, известный адвокат Леонид Ольшанский. – С точки зрения математики регионы получают возможность увеличить налог в десять раз – на столько же, на сколько было и раньше. Просто раньше можно было 2 умножить на 5, а теперь 1 на 10». По мнению эксперта, регионы будут поднимать ставку налога на транспорт, поскольку их бюджеты в эпоху кризиса трещат по швам.
По мнению г-жи Дмитриевой, «Единая Россия» сама не разобралась, что именно она должна была принять. «Это бюрократическая организация, которая мечется, не зная, чьи указания выполнять и в какой степени», – негодует депутат. Г-н Ольшанский считает, что последняя трактовка закона уменьшает социальный протест со стороны автомобилистов, перекладывая ответственность за повышение налога на плечи регионов. «В этом и есть корень изменений, которые внесла Дума. Одно дело массовые акции по всей стране, а другое – только в Рязани или в Казани проедет двадцать машин с ленточками», – пояснил эксперт.