Храм Апостола Фомы, маленькое одноэтажное деревянное здание, вчера было оцеплено милицией и ОМОНом. Очередь из желающих попрощаться со священником Даниилом Сысоевым к вечеру стала чуть меньше – 20–25 человек, но люди все приходили. Прихожане – молодые и старики – держали в руках цветы, роптали на убийц и молились за упокой души отца Даниила. Обстановка была спокойная, на лицах выходящих из храма мелькала радость, на лицах входящих – слезы печали. «Он много наркоманов привел в церковь, теперь они ходят сюда семьями. Когда первая дочка у него родилась, он как на крыльях был. Был веселый, радостный, всего себя отдавал делу», – делится своими воспоминаниями с «НИ» прихожанка Галина Иванова. А один мужчина даже бросился на милиционеров с криком: «Это вы не уберегли батюшку! Сколько раз он к вам обращался, а вы не защитили...»
Убили священника в четверг, около 23.00, в храме Апостола Фомы на Кантемировской улице, когда он только окончил исповедь и был еще в полном облачении. В помещение вошел человек в медицинской маске и выстрелил в Даниила Сысоева четыре раза, ранив и регента Владимира Стрельбицкого, который сейчас находится в больнице. Отец Даниил скончался в машине «Скорой помощи». Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ возбудил уголовное дело по статьям «убийство», «покушение на убийство» и «незаконный оборот оружия». Следователи отмечают, что преступление, скорее всего, совершено на почве религиозной ненависти: священник вел активную миссионерскую деятельность, обратил не менее сотни мусульман в православие, боролся с сектантами и неоднократно получал угрозы.
«Отец Даниил направлял на истинный путь, всегда вел проникновенные беседы, – говорит «НИ» прихожанка храма Апостола Фомы Людмила Розанова. – Если он находится в храме, всегда готов был выслушать. Он от Бога наполнен благодатью, такой молодой и хороший священник, мне помог разрешить одну сложную жизненную ситуацию».
В Московском бюро по правам человека (МБПЧ) обеспокоены всплеском национализма после громкого преступления. «Сам по себе факт убийства священника в храме чудовищен, – заявил «НИ» директор МБПЧ Александр Брод. – Преступление может привести к негативным последствиям, таким, как всплеск исламофобии и кавказофобии». «Чистку» призывают провести уже многие блоггеры в Интернете, и отнюдь не только националисты. Имя убийцы еще не названо, а обвинения в убийстве сыплются уже на мусульман, сектантов, национал-радикалов. Представители «Движения против нелегальной иммиграции» отвечают, что «метод политической провокации через громкое убийство не нов» и «убийцы могут быть лишь орудием в руках настоящих организаторов преступления, которые преследуют далеко идущие цели». Две националистические организации – ДПНИ и «Славянский союз» – объявили вознаграждение в 100 тыс. рублей за любую информацию об убийце.
«Мы категорически отвергаем утверждения о том, что причастны к преступлению», – дал понять «НИ» лидер движения «Славянский союз» Дмитрий Демушкин, отметив, что следственные органы уже интересовались движением, но не в связи с убийством, а в связи с объявлением о вознаграждении за данные об убийце. Адвокаты «Славянского союза», к которым будут поступать сведения от возможных информаторов и свидетелей убийства, заверили, что будут передавать все полученные сведения следственным органам. Лидеры ДПНИ тоже призывают своих сторонников «не поддаваться на призывы к каким-либо акциям возмездия».
Воздержаться от поспешных обвинений на днях призвал и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. С ним соглашается заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин: «Я не думаю, что сейчас уместно обвинять тех или иных лиц или те или иные этнические или межнациональные группы, пока не станут известны имена преступников», – добавляет он «НИ». Отец Всеволод считает, что «произошедшее никак не повлияет на отношения между религиями в России, потому что это убийство осуждено всеми лидерами религиозных сообществ».
Отпевание Даниила Сысоева пройдет сегодня в московском храме Петра и Павла (в районе Ясенево). Похоронят отца Даниила на Кунцевском кладбище.