Posted 17 ноября 2009, 21:00

Published 17 ноября 2009, 21:00

Modified 8 марта, 07:26

Updated 8 марта, 07:26

Чеховский бубен

17 ноября 2009, 21:00
Фильм Алексея Мизгирева «Бубен, барабан» получил приз за лучшую режиссуру на 19-м фестивале восточноевропейского кино в немецком Котбусе. В небольшой городок, расположенный на польско-немецкой границе, привезли более 140 фильмов из 35 стран Центральной и Восточной Европы, среди которых особое место занимают фильмы из Р

Как отметил директор смотра Роланд Русо, «Россия – крупнейший кинопроизводитель Восточной Европы, в российском кино есть все – от блокбастеров до малобюджетных картин, от жанрового кино до артхауса. А художественный уровень большинства фильмов просто потрясающий».

Однако при этом российские фильмы в немецких кинотеатрах – большая редкость, в широкий кинопрокат в Германии наши фильмы практически не выходят. Таким образом, кинофестивали – это чуть ли не единственная площадка, где немецкий зритель может познакомиться с современным российским кинематографом. По словам кинокритика и члена фестивального жюри Андрея Плахова, «Котбус играет позитивную роль в развитии русско-немецких киноотношений, особенно в последнее время, когда Берлинале проходит без участия наших лент в конкурсной программе».

За главный приз фестиваля – 18 тыс. евро и стеклянную статуэтку «Любина» (распространенное имя у лужицких сербов – славянской народности, проживающей в окрестностях Котбуса) – в этом году соревновались 10 полнометражных лент. Фильмом открытия стала российско-немецкая работа The Last Station («Последняя станция») о последних месяцах жизни Льва Николаевича Толстого. Режиссер фильма – американец Майкл Хофман. Льва Толстого сыграл канадский актер Кристофер Пламмер. Оскароносная Хелен Миррен (Елена Миронова) великолепно вжилась в образ жены русского писателя Софьи Андреевны. Но, несмотря на талант актрисы и помощь российской стороны (над картиной работал продюсерский центр Андрея Кончаловского), американцы в очередной раз показали, что нельзя им снимать фильмы о России. Потому что выглядит это смешно и нелепо: вместо исторической драмы, как было заявлено в анонсе, получилась хотя и забавная, но очень далекая от реальной биографии Толстого комедия.

Среди других картин из России и о России на фестивале в рамках внеконкурсной программы «Русский день» показали новый фильм Веры Сторожевой «Скоро весна» с Ксенией Кутеповой в главной роли – трогательную историю о жизни в русской провинции. А также фильмы «Миннесота» Андрея Прошкина о двух братьях-хоккеистах, «Горячие новости» шведского режиссера Андерса Банке и продюсера Сэма Клебанова, «Петя по дороге в Царствие небесное» Николая Досталя, «Исчезнувшая империя» Карена Шахназарова и «Стиляги» Валерия Тодоровского. Единственный немецкий фильм в программе «Русского дня» – документальная лента Ули Гаульке «Розовое такси» о буднях трех русских женщин – водителей такси розового цвета, предназначенного исключительно для прекрасного пола.

В конкурсную программу (10 фильмов) попала картина Алексея Мизгирева «Бубен, барабан», примечательная прежде всего тем, что в главной роли после долгого перерыва снялась актриса Наталья Негода («Маленькая Вера»). Жюри фестиваля наградило картину призом за лучшую режиссуру, а также дипломом «за гуманизм», что наводит на размышления, учитывая содержание фильма. История разворачивается в шахтерском городке в голодные 90-е годы. Катя, 45-летняя заведующая библиотекой (Наталья Негода), влюбляется в моряка. Однако тот уходит к ее лучшей подруге. Получив в наследство от отца квартиру, Катя готова отдать ее тому, кто убьет подругу, отнявшую любимого. Сам режиссер утверждает, что это «фильм о любви». Члены жюри увидели в нем нечто большее, а именно – «пример классического чеховского стиля повествования, когда упор делается на чувства и мысли главного героя».

За призом, денежный эквивалент которого составил 7,5 тыс. евро, Алексей Мизгирев на фестиваль не приехал. Награду забрала актриса Елена Лядова, сыгравшая в фильме второстепенную роль. Впрочем, и эту небольшую сумму режиссеру придется поделить с хорватом Гораном Девичем, который также был отмечен в этой номинации за фильм «Черные» о югославском конфликте.

Главный приз 18 тыс. евро и стеклянная статуэтка «Любина» достались ленте молодого сербского режиссера Владимира Перишича «Обычные люди». Автор показал день из жизни солдата, только закончившего школу. Армейский отряд, направленный на некое неназванное место боевых действий, получает от руководства задание убивать ни в чем не повинных мирных жителей. Это фильм не о какой-то конкретной войне, просто зритель глазами молодого героя видит, как жестокость и убийства становятся банальной жизненной нормой.

Завершился кинофестиваль показом картины грузинского режиссера Нани Джорджадзе «Метеоидиот». Немного странноватая сказка для взрослых, где главные роли исполнили Мераб Нинидзе и Чулпан Хаматова (также снявшиеся вместе в «Бумажном солдате»). По сюжету фильма дети-близнецы ждут возвращения отца (Мераб Нинидзе) – тайного агента и супергероя, судя по рассказам дедушки. Но он оказывается всего лишь мелким метеорологом.

Подпишитесь