По мнению главы московского стройкомплекса Владимира Ресина, мегаполис всегда будет испытывать трудности, связанные с движением транспорта. «Если бы мы ставили себе задачу избавиться от пробок, мы бы никогда ее не решили, а только гнались все время за фантастической целью, – заявил недавно чиновник. – У нас нет другого города и нет чистого поля, в котором мы можем заново выстроить прекрасные дороги, надо работать с тем, что есть». Для этого-то и разработана специальная программа развития транспортной инфраструктуры московского региона, рассчитанная на ближайшие 15 лет. Конечная цель – сделать так, чтобы дорога горожан от дома до работы занимала не более 40 минут. Соответственно необходимо предложить комфортный и современный способ передвижения, который вписывался бы в такой показатель.
В качестве основного направления работы выбрано развитие общественного транспорта. Преимущественно внеуличного, то есть движущегося не в общем автомобильном потоке, а по искусственным сооружениям – эстакадам и тоннелям. В частности, большое внимание уделяется строительству метро – как «легкого», так и «тяжелого». Даже в кризисный год вводятся в строй три новые станции подземки, идут разговоры о проведении линий «легкого» метро и монорельса на севере и юго-западе Москвы.
Среди главных инноваций, предусмотренных программой, – приспособление малого кольца Московской железной дороги под пассажирские перевозки. По мнению представителей столичного стройкомплекса, этот проект реализовать проще всего. Основная инфраструктура для него – собственно железнодорожное кольцо – готова, ее не надо строить. Также в планах правительства – прокладка скоростных трамвайных линий. Этот вид транспорта хорош с точки зрения экологии и экономики. Однако из-за кризиса его реализация отложена – московские власти обещают, что не в долгий ящик. А вот эксперимент с выделением спецполосы для автобусов и троллейбусов уже работает – на Волоколамском шоссе. Эксперты признали опыт довольно удачным, так что до конца года в Москве появится еще 11 таких полос. Спецполосы хороши еще и тем, что автоматически решается проблема с припаркованными у обочины дорог автомобилями, которые раньше серьезно затрудняли движение.
Рассчитывать на то, что все москвичи в одночасье пересядут на общественный транспорт, не приходится. У городских властей такой цели и нет: их дело предложить комфортную альтернативу личному транспорту. Однако про автолюбителей никто не забудет. Такое же внимание, как и общественному транспорту, будет уделяться строительству новых дорог и реконструкции старых, особенно вылетных магистралей. Планируется сосредоточиться на строительстве хордовых связок между соседними районами, разделенными сейчас ветками железной дороги, водоемами и природными зонами. Своеобразной объединяющей хорды линией планируется сделать Четвертое транспортное кольцо. Кстати, при его строительстве в обязательном порядке реконструируют всю сеть прилегающих улиц, чтобы отлаженной была работа не только новой, но и старых дорог.