Фирмы-консьержи появились в США в 90-е годы прошлого столетия. Сейчас они работают на всех континентах. Естественно, услуги они оказывают не бесплатно. Впрочем, деньги для состоятельных клиентов чисто символические: годовые членские взносы в 1,8 тыс. евро в парижской фирме-консьерже John Paul для богатого человека – мелочь. Особенно если учесть сэкономленное время. Рост числа и оборота таких компаний всегда свидетельствует о том, что появляется больше людей, «сделавших деньги» в первом поколении. В отличие от богачей, унаследовавших деньги от родителей и родственников и с детства живших среди дорогих вещей, они пока плохо ориентируются в еще малознакомом им мире роскоши. Консьержи являются их пропуском в новую жизнь, которую обеспечивают большие суммы на счетах.
Казалось бы, кризис должен был сказаться на расходах состоятельных людей и затормозить процесс появления нуворишей. Дела у фирм-консьержей должны, по идее, идти не важно. Однако все наоборот – многие из них сейчас процветают. А по мере того, как рынок предметов роскоши пополняется все новыми брендами, богачи все чаще обращаются к ним за помощью. По наблюдениям директора исследовательской компании Ledbury Research Марка Кохена, единственное последствие кризиса заключается в том, что теперь клиенты хотят большей отдачи от своих денег и, прежде чем сделать выбор, просят предоставить им список предложений с ценами.
Превращение консьержных услуг в «менеджмент стиля жизни» осуществила компания Quintessentially, открывшаяся в Лондоне в 2000 году. В 2002 году у нее было 2 отделения, в 2005-м – уже 10, а сейчас имеются филиалы в 44 городах по всему свету. К концу года компания, в которой работают около 800 человек, планирует открыть еще 6 отделений – в Португалии, Гане, Индии и Индонезии. Среди клиентов – бизнесмены, политики, спортсмены, представители шоу-бизнеса, в том числе такие известные, как Элль Макферсон, Мик Джаггер, Мадонна, Гвинет Пэлтроу, группа Coldplay. Спрос на услуги растет так быстро, что в некоторых офисах уже достигнут предел, установленный руководством, – 5 тыс. клиентов на отделение. Что касается стоимости членских взносов, то здесь диапазон очень широкий – от 900 до 28 тыс. евро в год. За последние пять лет, как рассказал исполнительный директор Quintessentially Гай Лоуренс корреспонденту International Herald Tribune, доходы фирмы выросли в 4 раза, а прибыль в этом году увеличилась по сравнению с прошлым на 30%.
Значительный рост и у John Paul. В 2007 году, когда фирма только выходила на рынок, у нее было 25 клиентов. Сейчас же их число выросло до 300 физических лиц и нескольких десятков компаний. Клиенты John Paul тратят через нее каждый год от 100 до 300 тыс. евро. Пару лет назад, например, пришлось организовывать юбилейный ужин для одного французского бизнесмена . Празднование 50-летия обошлось ему в 60 тыс. евро, правда, в эту сумму вошла и аренда… 30 живых пингвинов. В этом финансовом году, который закончится в марте, компания рассчитывает получить прибыль в 3 млн. евро, тогда как год назад она составила 2 млн. Для сравнения: два года назад, то есть до кризиса, она смогла заработать лишь 30 тыс. евро. А теперь уже к весне John Paul намерена открыть еще три отделения в Европе и совместное предприятие в Китае.