Posted 8 ноября 2009, 21:00
Published 8 ноября 2009, 21:00
Modified 8 марта, 07:30
Updated 8 марта, 07:30
По словам председателя правления ПФР Антона Дроздова, данные фонда о работающих пенсионерах, не имеющих прав на московские надбавки, говорят о том, что перерасчету подлежат пенсии около 200 тыс. пожилых граждан. «Те из них, кто имел работу, но не поставил в известность об этом органы соцзащиты, лишаются надбавок, для части из них повышающаяся с 2010 года пенсия будет снижена на сумму до 20% ежемесячной надбавки», – предупредил глава ведомства. Сумма будет вычитаться до погашения долга перед бюджетом. Мера не коснется тех, чьи должности предполагали городские надбавки и ранее – работников образования, здравоохранения, культуры, соцзащиты, ЖКХ, тех, кто служит в архивах, ЗАГСах. В свою очередь, глава столичного комплекса социальной сферы Людмила Швецова попыталась успокоить граждан: «Никаких поручений о срочном пересмотре пенсий департаментом социальной защиты не давалось. Жестких репрессий не будет. Никакой очереди создавать мы не будем».
Независимые эксперты уверены: пенсионеры здесь не виноваты – московское правительство само не озаботилось созданием удобной информационной системы, а также мониторингом и учетом работающих пожилых людей. «С одной стороны, это действительно незаконное получение надбавок, ведь только определенные категории граждан могут рассчитывать на дополнительные деньги, – рассказала «НИ» заведующая кафедрой социально-экономических систем и социальной политики ГУ-ВШЭ Наталья Тихонова. – Ведь это все-таки деньги налогоплательщиков, которые должны доставаться тем, кто в них действительно нуждается. Но с другой стороны, нельзя считать работающих пенсионеров злостными нарушителями закона, пытавшимися умышленно взять то, что им не положено». По словам эксперта, для начала необходимо упростить процедуру подачи соответствующих документов в пенсионные фонды. «Зачастую пожилой гражданин, приходя туда, видит огромные очереди в десять окошек и ни строчки информации о том, куда ему обратиться и какие документы принести, – отмечает г-жа Тихонова. – Обвинять в этой ситуации проще всего. Но если власть это делает, то пусть облегчит и саму процедуру».
«Вина двойная – как московского правительства, так и столичных пенсионеров, – сообщил «НИ» директор Института социальной политики и социально-экономических программ Сергей Смирнов. – Но последние виноваты в меньшей степени. О чем думали органы соцзащиты раньше?! На месте Владимира Петросяна (руководителя департамента соцзащиты населения Москвы. – «НИ») я бы подал в отставку. По сути, подчиненное ему ведомство со своей задачей не справилось – 200 тыс. человек незаконно получали надбавки. За это и к ответственности можно привлечь». Однако, как отметил эксперт, формально законные требования ПФР и столичных властей с моральной точки зрения вызывают большие сомнения. «Ясно, что возник дефицит бюджета, но до выборов в Мосгордуму все молчали – значит, важна была некая политическая конъюнктура, – а теперь, когда выборы прошли, вдруг все выяснилось? Это очень странно», – полагает г-н Смирнов.
Моральная сторона проблемы заботит и г-жу Тихонову. «Если мы требуем от самой незащищенной прослойки граждан соблюдения закона, что вполне нормально, то это должно касаться и чиновников, – отметила она. – Порой из-за многочисленных надбавок и премий они даже не знают, какая у них зарплата. Плюс различные льготы в поликлиниках, больницах и других учреждениях, к которым прикреплены их родственники до седьмого колена. А иногда выясняется, что чиновник приватизировал ведомственную квартиру и не одну. Его даже могут за это уволить, но назад фактически украденное имущество вернуть не требуют, а у пенсионеров деньги все-таки вычитают – весьма несправедливо».
Начнут ли работающие пенсионеры возвращать Москве надбавки?