Posted 2 ноября 2009, 21:00
Published 2 ноября 2009, 21:00
Modified 8 марта, 02:23
Updated 8 марта, 02:23
Как всегда, небольшой зал мог вместить далеко не всех желающих: публика сидела на ступеньках и стояла в проходах. В рядах, что ближе к сцене, почетные места занимали корифеи театра: Василий Лановой, Элина Быстрицкая, Людмила Максакова, Ирина Муравьева, Александр Ширвиндт и многие другие.
В этот вечер все участники капустника выходили на сцену в чеховском пенсне. Разве что у бессменного ведущего Вадима Жука пенсне не держалось и спадало. Этот факт не оставил без внимания актер Александр Ширвиндт. Когда настала его очередь выступать, он подошел к микрофону и сказал: «Извините, я без грима. Если уж у Вадика недержание пенсне, то что говорить обо мне…»
Поскольку Чехов любил живопись, зрителям сообщили, что Государственная Третьяковская галерея передала в Дом актера редкий экземпляр полотна Василия Пукирева «Неравный брак». На сцене раздвинули занавеску, и за ней в точности как на картине оказалась в подвенечном платье Александра Зарина (дочь Маргариты Эскиной, а ныне директор-распорядитель ЦДА). Под руку ее держал кавалер – директор ЦДА Владимир Этуш. Им вдвоем предстоит продолжать непростое дело.
При Эскиной это был Дом актера, где артистов любили всякими – вне зависимости от званий и творческих успехов, безработными и на пике славы. Им помогали, когда болели дети и родители. Их подкармливали и одевали, поскольку знали, что артисты в массе своей живут бедно. И хранительнице Дома актера до всего было дело: любой вечер, круглая дата, творческая встреча воспринимались как главное событие жизни. «Есть проверенное десятилетиями условие, позволяющее человеку стать во главе этого дома, – обратился Владимир Этуш к публике. – Его фамилия должна начинаться на букву Э». Шутку оценили.
Впрочем, нельзя сказать, будто Дом актера решил законсервировать свою жизнь, оставив все без изменений. В отличие от прошлого года на этот раз в открытии сезона участвовало много молодых и малоизвестных артистов. Духовой оркестр Игоря Медведева, театр «Фэст» из города Мытищи, балалаечник-виртуоз Алексей Архиповский, харьковский абстрактно-квадратный театр имени Малевича и другие. И оказалось, что есть не только корифеи сцены, но и молодежь, готовая и способная сохранять традиции Дома актера.
На протяжении всего вечера чеховские герои представали в самых разнообразных ипостасях. Так, в частности, герой «Палаты №6» в бреду говорил о нынешнем положении дел в режиссуре и заканчивал свой монолог фразой: «Хотите всё подробней знать – читайте «Театрал». Отметим, кстати, что в начале декабря на этой же сцене редакция журнала «Театрал – Театральные Новые Известия» будет награждать актерское сообщество премией «Звезда Театрала». Принять участие в голосовании можно уже сейчас на сайте http://teatr.newizv.ru.
Были в капустнике и пародии. Несколько лет назад Рената Литвинова сыграла роль Раневской в «Вишневом саде» на сцене МХТ. И вахтанговская актриса Марина Есипенко показала, как Литвинова играла бы Нину Заречную в «Чайке». Как только она произнесла с литвиновским придыханием «Я чайка…» – капустник прервался овациями. «Мужчины, если у вас есть фотоприборы, – продолжила Есипенко–Литвинова, – сфотографируйте меня с книгой, потому что актриса с книгой в наши дни явление нереальное, почти невозможное». Свой вклад в чеховскую тему внес и Александр Ширвиндт, сообщив собравшимся: «Сейчас в одном театре играют спектакль якобы по Чехову, где герой во время действия произносит: «Если в первом акте висит, то второй акт немыслим».