Posted 29 октября 2009, 21:00
Published 29 октября 2009, 21:00
Modified 8 марта, 07:34
Updated 8 марта, 07:34
Эксперты «ОПОРы России» совместно с консалтинговой компанией «Бауман Инновейшн» представили итоги сентябрьского мониторинга, посвященного изучению влияния финансового кризиса на деятельность малого и среднего бизнеса (МСБ) в России. На протяжении всего 2009 года руководители и владельцы 300 малых и средних компаний из разных отраслей в 30 регионах России ежемесячно отвечают на вопросы, касающиеся различных аспектов их деятельности. На сегодняшний день, по мнению предпринимателей, административное давление, в том числе со стороны правоохранительных органов, сократилось в 1,5 раза. Зато серьезно вырос прессинг со стороны налоговых органов: о нем сегодня говорят примерно 8% опрошенных, тогда как в марте – менее 2%. Кроме того, 23% бизнесменов против 13% полгода назад отмечают увеличение количества рейдерских захватов.
Как рассказала «НИ» член правления «ОПОРы России», предприниматель Наталья Чудакова, налоговые органы стали чаще приходить с проверками, а рейдерство принимает более изощренные формы. «294-й закон, который ограничивает проверки для малого бизнеса, никоим образом не затрагивает налоговую систему, – объясняет эксперт. – МВД, кстати, этот закон тоже не затрагивает, тем не менее прессинг с их стороны уменьшился в разы. Думаю, то, что налоговые проверки усилились именно сейчас, обусловлено еще и тем, что во многих регионах казна пуста, и штрафные санкции в какой-то степени восполняют дыры в бюджете. Что касается рейдерства, то и в налоговых проверках порой присутствуют его элементы».
Эксперты уже не раз отмечали: в последнее время обычный, классический для России захват собственности, когда приходят граждане в масках, встречается все реже. Зато широкое распространение получили подделка документов, управляемое банкротство, перехват операционного управления компанией, корпоративный шантаж. На днях в Совете Федерации обсуждали эту проблему, и вице-спикер Светлана Орлова отметила, в частности, что рейдерские захваты сейчас осуществляются путем установления контроля над акциями. «Причем этот способ становится доминирующим способом недружественного поглощения компаний, в том числе путем фальсификации документов и подделки реестров акционеров», – подчеркнула она. Добавим, рейдерские захваты становятся возможными из-за несовершенства законодательства. «Распространенной практикой является появление псевдорейдерских атак, когда компания-агрессор имитирует попытку захвата с целью дестабилизации деятельности захватываемой компании, и в итоге зачастую такие компании идут на уступки по переговорам о продаже бизнеса», – пояснила сенатор.
Тем не менее предприниматели с оптимизмом смотрят в будущее. Так, по данным мониторинга, треть респондентов ожидают в ближайшие три месяца улучшения состояния своего бизнеса (в марте – 20%). Немаловажно, что позитивные изменения наметились в сфере заемного финансирования: 15% бизнесменов отмечают, что привлечь займы стало проще (в марте – 8%). С другой стороны, не изменилась ситуация со спросом на продукцию: треть компаний отмечают, что он по-прежнему низок. Не очень большие сдвиги и в отношениях с поставщиками. «Достаточно высокими» или «очень высокими» их цены на продукцию и услуги назвали 30% опрошенных. Две трети считают их умеренными (в марте – 55%).
Несмотря на экономический кризис и снижение объемов производства, по-прежнему остро стоит проблема нехватки квалифицированных кадров. Найти профессионально подготовленный персонал остается сложным для 44,3% руководителей малых компаний, и только 5,9% могут сделать это практически без проблем. По-прежнему непросто для бизнеса решить проблему рабочих площадей: 20% компаний отмечают, что найти помещение все еще сложно (в марте – 31%). Еще один важный показатель: снизился общий объем просроченных платежей, но на первое место вышли долги по зарплате. Задолженности по налогам сохраняются на уровне 35%.
Малый и средний бизнес все еще ждет от правительства РФ целевых антикризисных мер. По мнению компаний, наиболее действенными могли бы стать кредитование МСП (57%), «замораживание» тарифов (49%) и налоговые «каникулы» (32%).