Posted 29 октября 2009, 21:00
Published 29 октября 2009, 21:00
Modified 8 марта 2024, 02:23
Updated 8 марта 2024, 02:23
Парижский Лувр одним из первых в Европе предложил туристам прогуливаться по залам не бесцельно, а согласно заранее намеченному плану. При входе в музей посетителям выдают карты самых разнообразных маршрутов. Причем когда в Европе произвела фурор книга Дэна Брауна «Код да Винчи», в Лувре появилась карта и для почитателей этого романа. И хотя по всему миру ученые и религиозные деятели оспаривали факты, приведенные в книге, Лувр спокойно извлекал выгоду из поднявшегося ажиотажа. Искусствоведы даже провели специальную работу, штудируя книгу и нанося на карту экспонаты, описанные у Брауна. С той же легкостью к духовным ценностям относится и картинная галерея Leopold Museum, расположенная в Вене. Время от времени администрация галереи разрешает туристам не платить за вход 9 евро при условии, если они придут обнаженными или в купальниках. В такие дни вокруг галереи собираются толпы посмотреть на акцию со стороны.
Классическим искусствоведам подобный способ привлечения туристов кажется некультурным, однако акция действует для галереи лучше всякой рекламы. Музей мадам Тюссо может потерять свою популярность, если будет просто демонстрировать восковые фигуры знаменитостей. Однако туристы приходят сюда и ради специальных акций: чтобы отметить, например, восковую свадьбу Питта и Джоли.
Некоторые музеи, чтобы привлечь внимание публики, внедряют в общество мифы. Такой способ использует, например, недавно открывшийся в Польше музей самогона. Если верить рекламе, то музей как раз и открылся потому, что в одном из лесов Польши была обнаружена древняя изба, в которой старуха варила самогон по старинному рецепту. Полицейские, которые неизвестно зачем оказались в дремучем лесу, обезоружили старуху, провели дознание и раскрыли рецепт старинного самогоноварения. Теперь побывать в избе и злоупотребить зелья на законных основаниях может каждый турист, причем без сопровождения полиции.
В Восточной Европе и в России к музеям пока что относятся исключительно как к хранилищу экспонатов и отдать их на откуп креативным идеям не спешат. А многие попытки «осовременить» музей выглядят комично. Например, в Национальном художественном музее Белоруссии решили привлечь молодежь следующим способом. Молодоженам разрешили фотографироваться на фоне портретов XIX века. Правда, услуга стоит денег. Расчет сделан на то, что за билет заплатит не только влюбленная пара, но и фотограф с гостями. Но можно сфотографироваться бесплатно, если приехать в музей в День всех влюбленных (14 февраля) с 14.00 до 15.00. Разумеется, такая акция не делает музею рекламы, к тому же экспонаты поданы по-советски скучно.
По мнению искусствоведа Андрея Ерофеева, в ближайшее время в музеях России и Восточной Европы сохранится скучный академический подход к демонстрации экспонатов. «Во многом виновата старорежимность, – сказал Ерофеев корреспонденту «НИ». – Наши музейщики пока что застряли на стереотипе, будто музей – это хранилище. Есть реставратор, есть хранитель, который инвентаризирует экспонаты и ведет карточки. У нас в некоторых музеях даже громко разговаривать нельзя. А на Западе ушли от такой модели. Там музей – это место встреч и общения. В Центре Помпиду весь нижний этаж занимают кинотеатры. В Гугенхайме расположен огромный супермаркет, где можно купить редчайшие книги по искусству, включая российские. В европейских музеях есть клубы политического уклона. Самая разнообразная публика обсуждает там общественные проблемы. Вот почему на Западе современное искусство сейчас очень активно внедрено в социальные проекты. В этом смысле музей заменяет собой клубную структуру. А в России клубы по интересам почти исчезли и ничем не заменились».
Как выяснили «Новые Известия», в Европе в последние несколько лет увеличился объем инвестиций в музейное дело. Например, в галерею Уффици во Флоренции частные и государственные компании намерены вложить 72 млн. долларов, а в берлинский музейный остров 1,2 млрд. долларов. Финансовый кризис лишь слегка притормозил этот процесс: в частности, затянулось строительство огромного музейного комплекса в Абу-Даби.
«Конечно, нельзя сказать, будто в России все осталось в точности как при советской власти, – говорит Андрей Ерофеев «Новым Известиям». – Кое-что меняется. Но, к сожалению, примеры эти немногочисленны, и в основном интересные музейные проекты появляются благодаря частным институциям. В Москве есть несколько интересных галерей, но вот мест, где можно увидеть, скажем, современные проекты столичных архитекторов, нет. В регионах крайне мало инициативных музеев. Интересные современные акции, связанные с актуальным искусством, проводятся разве что в Перми, Екатеринбурге, Норильске… Правда, это происходит при плотном участии частников. В большинстве же городов директора федеральных и муниципальных музеев продолжают жаловаться: дескать, мы получаем скромное финансирование и потому не можем привозить интересные выставки, приобретать новые экспонаты. Хорошо, но что вам мешает привлекать спонсоров и делать музей модным местом?»
Хеллоуин – праздник для музеев Британии
Как музеи завлекают туристов