Posted 23 октября 2009, 20:00

Published 23 октября 2009, 20:00

Modified 8 марта, 07:33

Updated 8 марта, 07:33

Навести резкость

23 октября 2009, 20:00
Навести резкость

Хирургия катаракты: новые возможности

Туман перед глазами, ощущение, что смотришь на мир, словно через запотевшее стекло, и видишь блеклые цвета. По статистике, от возрастной катаракты страдает каждый второй житель Земли старше пятидесяти лет. Сейчас всем им можно вернуть нормальное зрение.

Многие пожилые люди поначалу радуются, когда замечают, что они ни с того, ни с сего вдруг стали лучше видеть вблизи. Увы, повода для радости на самом деле нет. У людей пенсионного возраста, которые раньше для работы на близком расстоянии пользовались плюсовыми очками, изменение этих позиций, то есть уменьшение «плюса» или появление «минуса», говорит о том, что появилась катаракта. «К сожалению, приятный побочный эффект вскоре исчезает, уступая место постепенному снижению зрения. Это может затянуться иногда на пару десятков лет, причиняя человеку немало неудобств, – говорит доктор медицинских наук, хирург-офтальмолог отделения научного поиска в офтальмологии НИИ глазных болезней РАМН Юсеф Наим ЮСЕФ. – Основные симптомы болезни – расплывчатость изображения, ощущение бликов и вспышек, особенно в ночное время, появление ореолов вокруг источников света, двоение изображения, ухудшение цветового зрения, постоянный туман перед глазами. Правда, если возникает это периодически, то, скорее всего, проблемы связаны с сосудами».

Чтобы понять, почему при катаракте ухудшается зрение, необходимо объяснить, какую роль играет хрусталик. Он расположен сразу за радужной оболочкой и зрачком в капсуле и выглядит, как двояковыпуклая линза. Хрусталик и работает по принципу оптической линзы: преломляет свет, прежде чем он попадет на сетчатку. Так и осуществляется процесс зрения. Когда хрусталик мутнеет, свет проходит в глаз не полностью. Это и есть катаракта. Человек начинает плохо видеть и даже может ослепнуть.

Возраст ни при чем

Несмотря на то, что катаракту принято считать возрастным заболеванием, известно немало случаев, когда она поражает глаза совсем молодых людей и даже детей. Если беременность протекала с осложнениями, например будущая мама болела и принимала токсичные препараты, ребенок может появиться на свет с катарактой, которую врачи называют катарактой новорожденных. Часто катаракта появляется как следствие травмы глаза или головы. «В группу риска по катаракте входят также больные сахарным диабетом и люди, принимающие определенные препараты. В частности, это относится к гормональным, а также к большинству сульфаниламидных лекарственных средств, которые мы любим чуть что глотать при простуде, – рассказывает доктор Юсеф Наим Юсеф. – Опасен для глаз также контакт с некоторыми ядовитыми веществами, например нафталином. Вполне возможно, что за сбереженную от моли шубу придется потом расплачиваться катарактой».

Очевидное – невероятное

Раньше тем, кто обращался к врачу с жалобой на катаракту, врачи говорили: «Подождите, пока созреет». Сама катаракта, словно фрукт, имела несколько степеней зрелости. А оперировать можно было только «зрелую», то есть запущенную катаракту. Человек до операции несколько лет практически ничего не видел, был слепым, так как катаракта «созревает» иногда по 10 лет.

Это было связано с технологией операции: чтобы извлечь хрусталик из глаза, врач должен был сделать большой разрез на роговице. Сейчас нет необходимости ждать полной слепоты и в этом случае оперироваться. Операция проходит на той стадии, когда катаракта мешает нормально жить. Это зависит от того, насколько человек активен в жизни. «Для кого-то острота зрения 80% – это уже низкая острота зрения, а для пожилого человека, который находится дома, и 20% вполне достаточно. Теперь критерием операции является объективная необходимость. Не стоит мучиться, ждать, когда настанет время, не стоит и пытаться избавиться от нее при помощи мазей, капель или таблеток, так как единственный выход – это операция», – уверен Юсеф Наим Юсеф.

Сегодня основная технология операции по замене хрусталика называется факоэмульсификация. Продолжительность ее всего 5 минут на одном глазу против 40 минут по старой методике. Через крошечный прокол с помощью ультразвука и потока жидкости хирург разрушает и вымывает из глаза больной хрусталик, чтобы установить на его место новый. Свернутый в трубочку гибкий искусственный хрусталик с помощью инжектора (микрошприца) вводится в глаз и занимает место своего предшественника. «Последнее слово в хирургии катаракты – это так называемая торсионная факоэмульсификация и хирургия катаракты с микроразрезами. В отличие от обычного ультразвука торсионные колебания не позволяют осколкам хрусталика отталкиваться друг от друга, что помогает избежать различных неприятных осложнений как во время операции, так и в послеоперационном периоде. А при удалении катаракты через микропрокол его длина составляет всего 1,6 мм», – поясняет доктор Юсеф.

Операция по удалению катаракты и имплантации нового хрусталика происходит внутри глаза позади зрачка и радужки со стороны задней поверхности роговицы. Это очень тонкая структура, и раньше, когда невозможно было исследовать ее толщину и просчитать риск операции, в послеоперационном периоде нередко возникали различные осложнения, которые практически не поддавались лечению. Сейчас есть приборы, которые с точностью до одной клетки могут просчитать количество клеток роговицы, чтобы определить риски. Чем меньше клеток, тем больше риск.

Как родной

Современные искусственные хрусталики делаются с помощью высоких технологий. По своим свойствам они не только полностью соответствуют, но порой даже превосходят хрусталики, созданные природой. Например, защищают сетчатку от негативного воздействия лучей вредной для человека части спектра. Большинство хрусталиков рассчитаны на работу только вблизи или только вдаль.

Перед операцией пациент сам выбирает, что ему важнее: хорошо видеть вдаль или на близком расстоянии. Например, тем, кто ведет активный образ жизни, занимается спортом, ходит на работу, лучше установить хрусталик для дальнего зрения, однако читать при этом придется в очках. Пенсионерам, которые большую часть времени проводят дома, больше подойдет хрусталик для работы вблизи, соответственно на улице им придется носить очки. «Это, конечно, не совсем удобно. Но хрусталики последнего поколения решают и эту задачу. Чтобы избежать проблем аккомодации, мы уже применяем хрусталики, которые способствуют настройке зрения человека в зависимости от того, куда он смотрит: вблизи или вдаль. Иногда, по показаниям, операция по удалению катаракты и замене хрусталика дополняется лазерной коррекцией, например близорукости. Все вместе позволяет пациенту получить зрение даже лучше того, которое у него было до возникновения катаракты», – добавляет Юсеф Наим Юсеф.

Внимание, глаукома!

Что хорошего в катаракте, если, конечно, так можно выразиться, это то, что она поддается оперативному лечению даже в старости. Но не стоит, уповая на это, откладывать посещение врача на потом. Потому что такие признаки, как «туман» перед глазами, бывают не только при катаракте, но и при глаукоме. А это уже очень опасно, ведь при глаукоме можно навсегда ослепнуть буквально за один день.

Дедовский способ

Первые операции по удалению катаракты начали делать две с половиной тысячи лет назад в Индии. С помощью специальной иглы лекари проводили так называемую реклинацию, то есть смещение хрусталика, в результате чего световые лучи получали свободный доступ к сетчатке. Иногда после такой манипуляции люди действительно начинали видеть лучше. Однако чаще всего такие операции оканчивались потерей зрения. Кстати, подобные вмешательства до сих пор практикуются в слаборазвитых странах Востока.

Подпишитесь