Posted 19 октября 2009, 20:00

Published 19 октября 2009, 20:00

Modified 8 марта, 07:16

Updated 8 марта, 07:16

«Страшилка» для миллионов

19 октября 2009, 20:00
Моногорода, где большинство жителей работают на одном-двух предприятиях, изначально попали в кризисную зону риска. И хотя падение экономики, как уверяют власти, остановилось, проблема этих населенных пунктов остается острой. Как заявил вчера министр регионального развития Виктор Басаргин, расселение моногородов – это к

В России насчитывается 650 городов с населением менее 50 тыс. человек. Большинство из них «привязаны» к одному-двум градообразующим предприятиям, на которых и работает большинство жителей. Кризис привел к тому, что эти предприятия, как и большинство других по стране, начали сокращать работников. Сменить работу там практически невозможно, уйти в сферу услуг или открыть свое дело тоже проблематично: когда доходы в целом по городу падают, платежеспособный спрос сжимается, и всякая «альтернативная» деятельность обессмысливается – за нее людям нечем платить. В таких экономических условиях в целом по стране проживают десятки миллионов человек.

В 2010 году на кредиты для моногородов в проекте бюджета запланировано 10 млрд. руб. Однако, как ранее уже отмечал председатель Счетной палаты Сергей Степашин, который и озвучил эту цифру, такой поддержки явно недостаточно. Других мер до сих пор не выработано, хотя проблема государственной помощи малым городам в условиях кризиса поднималась на высшем уровне еще в первой половине года. Может быть, то, что экономический спад, по крайней мере, приостановился, снимает проблему с повестки дня? Да нет, официальная безработица вроде бы сокращается, но, по данным Минздравсоцразвития, российские работодатели объявили о намерении уволить еще 450 тыс. человек. Даже вполне лояльная властям Федерация независимых профсоюзов России прогнозирует, что только до конца года будут уволены 300 тыс. человек.

Опасность, что тучи безработицы вновь сгустятся над моногородами, более чем реальна – они с самого начала кризиса попали в зону повышенного риска. Власти, похоже, это понимают. По крайней мере, вчера глава Минрегионразвития Виктор Басаргин сообщил: «Там, где это необходимо, будем спасать». Некоторые радикально настроенные экономисты полагают, что спасать там нечего, и проще переселить людей из моногородов в другие места, где они могли бы найти работу. На это министр заметил, что «расселение – это очередная страшилка, крайняя мера». При этом г-н Басаргин подчеркнул, что «это очень затратно».

Независимые эксперты соглашаются с министром: идея расселять моногорода действительно не очень удачна. Однако при этом они с тревогой констатируют, что у государства нет никакой программы поддержки таких населенных пунктов. Так, директор Института социальной политики Сергей Смирнов полагает, что проще все же делать что-то на том месте, где расположены уже существующие города, чем куда-то перевозить их жителей. «Моногорода очень разные», – отметил «НИ» ученый, приведя в пример Тольятти.

В классическом смысле это не моногород, но, как подчеркивает эксперт, по некоторым характеристикам он таковым все же является, «потому что основная часть населения привязана к Волжскому автозаводу». По словам г-на Смирнова, «при всей непоследовательности действий государства в Тольятти переселить 600 тыс. человек из этого города куда-то в другое место не эффективно». «Надо учитывать, что работник обременен семьей, он поедет с детьми, женой. Нагрузка на социальную инфраструктуру в регионах прибытия возрастает, поэтому министр прав», – приходит к выводу специалист. Однако при этом он подчеркивает, что государство так и не выработало концепции развития и поддержки моногородов. «Комплексной программы с учетом профиля каждого моногорода у нас в России нет», – утверждает г-н Смирнов.

«Эти вопросы решаются, в том числе на региональном уровне, – отчасти возразил ученому заместитель председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике Олег Шеин. – В рамках территории в зависимости от эффективности региональной власти принимаются те или иные меры по поддержке предприятий, которые являются градообразующими».

Однако «те или иные меры» порой зависают в воздухе, потому что у региональных властей на моногорода просто нет денег. Вот один из последних красноречивых примеров. На минувшей неделе депутаты Свердловской областной думы отклонили законопроект «О мерах государственной поддержки, направленных на финансовое оздоровление организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области». Документ предусматривает, что областной бюджет должен помочь важнейшим градообразующим и бюджетообразующим предприятиям региона. Как сообщила на заседании регионального парламента депутат Евгения Талашкина, законопроект был принят в первом чтении в июле текущего года, однако после уточнения областного бюджета стало понятно, что денег на его реализацию нет. «Возможно, эти предприятия смогут получить поддержку из федерального бюджета», – выразила надежду она.

Но федеральные власти вчера дали ясно понять: помогать будут только «там, где это необходимо». А степень необходимости, показывает практика, определяется у нас на самых верхних этажах государственной власти, как это было в Пикалево. «Федеральные власти вмешиваются в исключительных случаях, и в Пикалево проблема «гасилась за счет поддержки федерального бюджета, – согласился с «НИ» депутат Олег Шеин. – Но федеральные ресурсы исчерпываются». По его прогнозу, развитие ситуации зависит от мировой конъюнктуры, а проще говоря, от цен на нефть. «Если конъюнктура сложится более или менее благоприятная благодаря росту цен на нефть, то градообразующие предприятия смогут удержаться на плаву. А вот если конъюнктура будет неблагоприятная, то мы, по сути, рискуем вернуться в 1990-е годы, когда народ там буквально голодал», – предрекает народный избранник.

Подпишитесь