Posted 12 октября 2009, 20:00
Published 12 октября 2009, 20:00
Modified 8 марта, 02:24
Updated 8 марта, 02:24
Предприниматель из Сочи Галина Павленко еще четыре года назад была вынуждена не только зарабатывать деньги, но и терпеть выходки пьяного мужа, а также упрашивать его подписывать необходимые бумаги – бизнес Галины был зарегистрирован на мужа, так как женщине внушили, что главой семьи должен быть мужчина. О разводе Галина также не помышляла – в детстве ей внушили, что замуж выходят один раз. Но жизнь становилась невыносимее, и женщина обратилась к психотерапевту. Тот настоял на разводе независимо от его исхода, и Галина уехала в Петербург с чемоданом личных вещей и контейнером с 500 куртками и 100 шубами, оставив мужу две квартиры. Сейчас у Галины Павленко большой магазин одежды в центре Петербурга, квартира, машина, гараж, две книги и цель в жизни – создать свою бизнес-школу. И благодарность бывшему мужу: «Он не разрешил мне остаться – чувствовал, что масштабов Сочи для меня мало».
История Галины не уникальна. В психотерапевтической помощи нуждаются 85% россиян, рассказывает «НИ» академик РАЕН и бывший главный психотерапевт Ростовской области Михаил Литвак. По его словам, для большинства наших граждан характерны такие симптомы, как застенчивость, обидчивость, раздражительность, а также высокомерие – многие россияне убеждены, что разбираются в политике, медицине и педагогике, хотя никакой специальной литературы по этим предметам никогда не читали. Результат – низкая эффективность на основной работе, конфликты с окружающими и плохое настроение. Руководитель отделения экологических и социальных проблем Центра имени Сербского Борис Положий утверждает, что 50–60% обращающихся в поликлиники помимо прочих заболеваний находятся в депрессии, причем у трети депрессия уже сформировалась как заболевание. Но врачи общей практики регистрируют депрессию лишь в 5% случаев, так как не являются специалистами в этой сфере.
В конце минувшей недели Центр Сербского призвал ввести психотерапевтов и психиатров в штат районных поликлиник. По словам директора Центра Сербского Татьяны Дмитриевой, улучшение ситуации с психическим здоровьем граждан позволит увеличить среднюю продолжительность жизни россиян на шесть-семь лет (по данным Росстата – 67,5 лет, в том числе 61,4 года у мужчин и 73,9 у женщин). Тревога, депрессия и негативные переживания приводят к развитию психосоматических заболеваний, таких, как инсульт, пневмония, диабет, язва желудка, поясняет «НИ» врач-психотерапевт Михаил Голубев. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), из-за психологического неблагополучия граждан Россия теряет 10–15% ВВП (41,7 трлн. рублей в 2008 году). Сюда входят и затраты на лечение психосоматических заболеваний, и дополнительные расходы на социальное обеспечение, и «снижение продуктивности целых семей из-за эмоциональной нагрузки и ухудшения качества жизни».
Психическое здоровье ВОЗ определяет как «состояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свой собственный потенциал». Нездоровые же люди – это не только страдающие психическим заболеванием (в России зарегистрировано 4 млн. психически больных, в том числе 1 млн. инвалидов), а также «пограничными» расстройствами (в России – 7–8 млн. человек). Сюда входят и невротики – люди, у которых нарушены «значимые» отношения: к себе, к окружающим, к своей профессии. Многим людям профессию выбрали их родители, и эти люди потом всю жизнь мучаются из-за нереализованных способностей, рассказывает психотерапевт Литвак. Мучения продолжаются в семье. По словам Литвака, многих формально женатых и замужних людей уже ничего не связывает, и не расходятся эти люди лишь из-за бедности, когда нет денег на вторую квартиру, а также из-за навязанных с детства установок, что брак заключают один раз и на всю жизнь. Детей воспитывают также неправильно – или на них обрушивается слишком много ласки, и они вырастают не приспособленными к жизни, или их унижают, и люди, повзрослев, не верят, что у них что-то может получиться.
Сюда накладываются стрессы, вызванные напряженным темпом современной жизни. «Жизнь в мегаполисе – это постоянный стресс из-за боязни опоздать», – говорит «НИ» психолог Ирина Корчагина. Еще один источник стресса, по мнению Корчагиной, это СМИ и особенно телевидение – на человека ежедневно сыплются сообщения о преступлениях и катастрофах. Распространение Интернета помимо ускорения обмена информацией принесло с собой и новое расстройство: все больше людей не могут разделить реальную и виртуальную жизнь, поясняет «НИ» психолог Елена Воронова. Пользователи Интернета идентифицируют себя с персонажами компьютерных игр или под вымышленными именами регистрируются и общаются в социальных сетях. Отсюда формируется интернет-зависимость – в обычной жизни человеку общаться не с кем и не о чем.
Помимо интернет-зависимости, признак психологического неблагополучия нации – большое количество страдающих алкоголизмом и наркоманией. Количество алкоголиков в России – три млн., по официальным данным и 10–12 млн. – по оценкам экспертов. Численность больных наркоманией оценивается в 2–2,5 млн. человек и еще примерно четыре млн. россиян употребляют наркотики, однако наркозависимыми еще не являются. С нервными расстройствами связано и большинство самоубийств, по количеству которых Россия все последние годы находилась в числе лидеров. С 1992 по 2009 год покончили с собой около одного млн. россиян. В минувшем году количество самоубийств на 100 тыс. населения снизилось с пиковых 40–42 в конце 1990-х годов до 27, однако это все равно выше признанных ВОЗ критическими 20. В благополучных странах мира уровень самоубийств 4–6 на 100 тыс. населения.
Впрочем, эти цифры могут снова поползти вверх из-за кризиса – в США в годы Великой депрессии количество самоубийств выросло вдвое. Сейчас обострились фобии (болезненный страх, вынуждающий избегать на самом деле безопасных объектов. – «НИ») потерять материальные ценности и опуститься ниже привычного уровня благополучия, комментирует «НИ» врач-психотерапевт Сергей Локтионов. По его словам, экономический кризис провоцирует кризис веры – человек теряет надежду, что в будущем произойдет что-то хорошее. Кроме того, многие начинают лояльнее относиться к предательству. Один из клиентов Локтионова недавно советовался с ним по поводу предложения шпионить в своей фирме за приработок, который компенсировал бы снижение оклада. Локтионов мужчину отговорил: предательство сделает человека циничным, что потянет цепочку изменений в его личности (сегодня предал сотрудников, завтра – жену), тогда как порядочность поможет заслужить уважение и высокую должность в будущем.
Но к психотерапевтам в России ходят единицы: по данным ВЦИОМ – 1% граждан, по данным Superjob – 3%. Большинство же обращаются за советом к родственникам и друзьям либо считают, что со своими проблемами справятся сами. Помимо этого граждане опасаются, что обращение к психотерапевту повлечет за собой если не помещение в психиатрическую лечебницу, то, как минимум, ограничение в дееспособности и признание человека «ненормальным». «Хотя времена карательной психиатрии прошли, многие боятся переступить порог кабинета психиатра, опасаясь социальных санкций», – признает завотделом клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов. В ВОЗ отмечают, что репрессии и жестокое обращение с душевнобольным дискредитировали психиатрию во многих странах мира.
Психотерапевт Локтионов советует для профилактики нервных расстройств больше спать (по восемь часов в день), «экологично» (то есть без перегрузок) работать и почаще обниматься со своими близкими. У кого близких нет, может обниматься с незнакомыми людьми, как австралиец Джон Манн, который несколько лет назад вышел на улицу с плакатом «Бесплатные объятия». Потом у него появились сторонники, а впоследствии движение перекинулось на другие страны мира, в том числе и на Россию. Московские студенты регулярно устраивают подобные акции – предлагают обниматься прохожим. Провели такую акцию и авторы этой статьи. Шокированные москвичи обняться соглашались, но при этом спрашивали «Зачем?».
НА ПСИХИКУ УКРАИНЦЕВ ДАВИТ НЕОБХОДИМОСТЬ ПЛАТИТЬ ПО КРЕДИТАМ