В последнее воскресенье сентября на знаменитой барселонской Плаза Монументаль прошла последняя коррида в этом сезоне. Она вполне может стать последней вообще. С 1960-х годов, когда здешние три арены для боя быков лидировали в Испании по числу зрителей, как говорится, много воды утекло. Националистические партии, первыми начавшие атаку на корриду, со временем нашли себе союзника в лице защитников окружающей среды, представленных в самых разных общественных объединениях. «Зеленых» волнуют бедные быки, которых нещадно мучают и убивают жестокие тореадоры на потеху кровожадным зрителям. Вместе эти политические силы изменили отношение жителей к боям быков. Да так удачно, что сейчас коррида запрещена во всех четырех каталонских провинциях, и последний оплот ее любителей – Барселона может пасть со дня на день.
«Мы хотим отличаться от остальной Испании, – посетовал на днях известный каталонский журналист Пако Марч, 15 лет ведущий еженедельную колонку о боях быков в популярной барселонской газете La Vanguardia. – И ради этого готовы перестать убивать быков. Однако не замечаем, что одновременно убиваем собственную культуру». Запрет корриды противники сепаратизма сравнивают с недавно принятым местным законом, который обязывает обучать детей в школах автономии прежде всего не на испанском, а каталонском языке.
Конечно, коррида переживает сейчас кризис не только в Каталонии. Во всем виноваты экономические передряги. Что бы ни говорили о любви испанцев к боям быков, когда цены на корриду такие же, как в театр, поневоле задумаешься, а не остаться ли дома и не посмотреть ли все это красочное действо по телевизору практически бесплатно. Организаторы только разводят руками и объясняют дороговизну тем, что бои быков – удовольствие дорогое. Причин упадка корриды хватает, но в любом случае от факта не отмахнуться – в этом году число боев быков на Пиренейском полуострове значительно уменьшилось.
В Каталонии к экономике примешивается политика. Об этом убедительно свидетельствует ситуация в соседних, населенных тоже каталонцами районах Франции. Тамошние жители тоже стремятся к максимальной самостоятельности, и даже независимости, и потому выступают… за корриду – назло Парижу, который ее запретил.
В день завершения сезона корриды этого года на открытой арене Плаза Монументаль было не протолкнуться. Два-три десятка защитников животных, явившихся с плакатами, заляпанными красной краской, были в явном меньшинстве. Народ пришел полюбоваться знаменитым тореадором Хосе Томесом. В 2002 году он неожиданно для всех бросил корриду в самом расцвете сил, затем так же неожиданно через 5 лет вернулся на арену и начал собирать аншлаги, которых не было последние 20 лет. Как и в 2007 году, полюбоваться его отточенными, элегантными и удивительно медленными движениями на 20-тысячную арену пришли 19 тысяч барселонцев. Томес рассчитывал доказать оппонентам, что коррида не издевательство над беззащитными животными, а искусство, яркое и старинное зрелище, полное красочных ритуалов. Поклонники боев быков сравнивают тореадоров с танцорами балета, так грациозно и легко они передвигаются по арене. На их фоне грациозными кажутся даже полутонные быки.
Бои быков, говорят поклонники корриды, давно стали составной частью испанской культуры. И как бы ни объединялась Европа на почве взаимных социальных и экономических интересов, своеобразие культур терять нельзя.