Posted 5 октября 2009, 20:00

Published 5 октября 2009, 20:00

Modified 8 марта 2024, 07:22

Updated 8 марта 2024, 07:22

Поможем советом

5 октября 2009, 20:00
Вчера во время визита в Стамбул для участия в мероприятиях годовой сессии МВФ и Всемирного банка вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщил, что «на двусторонней основе» Россия не предоставит кредиты Белоруссии и Украине. При этом Москва пообещала продвигать интересы Киева и Минска в МВФ и ЕврАзЭС, чьи фо

Применительно к белорусам речь идет о стабилизационном кредите в размере 2 млрд. долларов, который, согласно договоренностям двух президентов, был выделен в прошлом году. Первые два транша пришли прошлой осенью. Последний, третий транш (500 млн. долларов) в Минске ждали в феврале, однако он так и не поступил и, как теперь ясно, не поступит. Причина известна вот уже несколько месяцев: Россия хочет выдать деньги в рублях, а Белоруссии нужны доллары. Еще в июне Александр Лукашенко отказался принимать полмиллиарда «зеленых», переведенных в российскую валюту, выступив с крайне резкими обвинениями лично в адрес г-на Кудрина.

«Белорусский президент чувствует себя уязвленным. Все-таки мы обещали выдать кредит именно в долларах. Тем не менее я не вижу, почему предложение России расплатиться в рублях следует считать некорректным: ведь сам г-н Лукашенко ранее неоднократно не исключал такую возможность», – рассказал «НИ» заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев. По словам Алексея Кудрина, замена долларов на рубли объясняется сомнением Москвы в платежеспособности Минска. Возможно, именно это публичное заявление российского министра больше чем что бы то ни было возмутило белорусского президента. Тем не менее, уверен г-н Фадеев, разрыва между Россией и Белоруссией не произойдет: ведь экономики двух стран слишком взаимосвязаны.

Не исключено, что заявление Кудрина не означает окончательного отказа. Во всяком случае, он сделал оговорку: «Не дадим на двусторонней основе». Возможно, кредиты будут выделены, например, через антикризисный фонд ЕврАзЭС. Глава Минфина РФ уже дал понять, что Россия будет продвигать интересы Белоруссии в этой международной организации. «Лукашенко – мастер обмена лояльности на финансовые преференции. Поэтому не исключено, что он и в этот раз выкрутится», – сообщил «НИ» президент Института национальной стратегии Станислав Белковский. По словам эксперта, если Минск все-таки признает Абхазию и Южную Осетию, это ухудшит его отношения с Западом, но, несомненно, будет способствовать получению российского кредита.

Более проста ситуация с Украиной. Киев обращался в начале года к Москве за кредитом в размере 5 млрд. долларов на закупку газа для закачки в подземные хранилища. Однако в сентябре украинский премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что страна накопила достаточно газа, чтобы обойтись без российского кредита. «Украина кредитуется у МВФ. Кредит МВФ превышает тот, что просили у России. Зачем нужен российский кредит?» – объяснил «НИ» украинскую позицию ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Национальной академии наук Украины Владимир Полохало. И действительно, к концу этого года Киев получит 15 из 17 млрд. долларов, выделенных Украине МВФ в прошлом году.

В этих условиях вполне оправданным выглядит удовлетворение просьбы Сербии о кредите, с которой эта страна обратилась некоторое время назад. Благо просят сербы всего лишь 1 млрд. евро. Как заявил Алексей Кудрин, большая часть займа пойдет на покрытие дефицита бюджета страны. Кроме того, возможно, 3,8 млрд. евро будут предоставлены Болгарии. Но цель этого кредита – поддержка не бюджета страны, а совместного проекта – строительства АЭС в болгарском городе Белен.

ИГРА НА ОПЕРЕЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ЛУКАШЕНКО

Проводя в минувшую пятницу пресс-конференцию для российских журналистов, президент Лукашенко, вероятно, знал, что 500 млн. долларов российского кредита Белоруссия так и не получит. И сыграл на опережение, обвинив Россию, и в частности премьера Владимира Путина, в срыве планов создания Союзного государства и в организации газовых, молочных и прочих «войн», включая изменение маршрутов транспортировки нефти и газа (в обход Белоруссии). Он весьма образно описал обсуждение с Москвой проекта газопровода Nord Stream: «Зачем лезть на эту Балтику? - «Нет, хотим быть независимыми». От кого – от своих людей, от своей страны фактически, от Союзного государства? И в чем же тут вина Лукашенко, что он «разваливает Союзное государство»? Если мы разрушаем экономические основы нашего единства – тут никакой Лукашенко не поможет».
В целом на этой пресс-конференции Лукашенко стремился продемонстрировать максимальную открытость, в течение трех с половиной часов ответив примерно на 30 вопросов, практически не прибегнув к помощи пресс-секретаря. Обращаясь к корреспондентам российских СМИ, он, например, подчеркнул: «Единственное, хочу за себя сказать, и «Новым Известиям» прежде всего… Вы не должны видеть во мне противника. Вы знаете, на Западе, за что меня начали «костылять» и когда? Когда мы подписали первое соглашение с Российской Федерацией».
Алексей АНДРЕЕВ, Минск-Москва

Подпишитесь