Это однозначно определила Федеральная антимонопольная служба, которая почти год пыталась применить хоть какой-нибудь государственный закон к разбирательству конфликта участников выставочного рынка. Тщетно. Нет такого закона. А есть лишь человеческая и деловая порядочность, регламентированная кодексами профессиональной этики Российского союза выставок и ярмарок и Гильдии выставочных организаций Московской торгово-промышленной палаты. Большинство выставочных компаний, входящих в эти объединения, принципов добросовестной конкуренции придерживаются. Наверное, поэтому каждое нарушение вызывает в профессиональной среде столь бурное негодование.
К примеру, около четверти века Экспоцентр проводит выставку «Металлообработка». Соорганизатором ее является Российская ассоциация производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент», представляющая всех основных производителей металлообрабатывающих станков в стране. Российскую часть экспозиции в этом году представили 285 крупнейших предприятий в сфере станкостроения, а всего в павильонах «Экспоцентра» свою продукцию продемонстрировали 522 компании из 27 стран. Выставка авторитетна, входит в число ведущих отраслевых смотров Европы и отражает реальное положение дел в этом сегменте промышленности. Каково же было удивление организаторов, когда на новом сайте аналогичной по тематике выставки «Машиностроение/Mashex-2009», которую проводит выставочный холдинг МВК (Сокольники), и в рекламных материалах холдинга в начале 2009 года появилось слово «металлообработка». Понятно, что это создало путаницу у экспонентов, отраслевых специалистов, потенциальных заказчиков экспонируемой продукции, осложняло «Экспоцентру» работу по комплектованию своей экспозиции, особенно в кризисных условиях и при крайне неблагоприятной конъюнктуре отраслевых промышленных рынков.
Кодекс профессиональной этики Гильдии выставочных организаций Московской ТПП гласит, что выставочные организации «должны конкурировать между собой добросовестно (п. 5.2.), не использовать наименований выставок, словесных и графических товарных знаков, уже зарегистрированных организацией-конкурентом в установленном порядке, не использовать их для проведения собственных выставочно-ярмарочных мероприятий (п. 5.2.1.); не использовать названий выставок, схожих с официально зарегистрированными в установленном порядке организацией-конкурентом и публично представленными в любом из средств массовой информации, включая интернет-порталы (п. 5.2.2)». Аналогичное требование содержит и п. 4.2.2 кодекса профессиональной этики РСВЯ.
По факту использования названия своей выставки в рекламе другого выставочного оператора Российская ассоциация производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент» и ЦВК «Экспоцентр» обратились в комиссию по этике Гильдии выставочных организаций МТПП, а также в комитет по этике РСВЯ. В результате комиссия гильдии рекомендовала МВК «исправить на сайте и не допускать в средствах массовой информации неточности в названии выставки». Но МВК решение комиссии проигнорировала.
Тогда председатель комитета по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров ТПП РФ Юрий Котов, который является также председателем правления Московской торгово-промышленной палаты, направил руководству МВК специальное письмо, в котором просил «принять меры по выполнению решения комиссии по этике Гильдии выставочных организаций Московской торгово-промышленной палаты». И опять никакой реакции.
В конце концов в ситуацию был вынужден вмешаться президент ТПП РФ Евгений Примаков. В своем письме он подчеркнул, что, проигнорировав решение комиссии по этике Гильдии выставочных организаций Московской ТПП, ЗАО «МВК» «проявило явное неуважение к гильдии и ее членам». А кроме того, он настаивал на незамедлительном устранении всех допущенных со стороны МВК нарушений, обратив внимание руководства этой компании на то, что в случае повторения подобных действий ТПП РФ лишит своей поддержки выставки холдинга. К тому моменту у ЗАО «МВК» было достаточно времени, чтобы устранить все нарушения, но холдинг отнюдь не поспешил на деле продемонстрировать свою приверженность принципам добросовестной конкуренции. Очевидно, организаторы рекламной провокации пытались во что бы то ни стало достичь своей цели – осложнить ход комплектования и работу выставки «Металлообработка-2009».
Позже профильный комитет РСВЯ также признал действия МВК по использованию названия выставки другой выставочной компании нарушающими Кодекс профессиональной этики РСВЯ и рекомендовал МВК придерживаться положений этого кодекса.
В итоге получается, что Московская торгово-промышленная палата, Торгово-промышленная палата России и профессиональные выставочные сообщества, занимаясь вопросами координации выставочной деятельности в стране и стремясь препятствовать проявлениям недобросовестной конкуренции, чтобы формировать цивилизованный рынок выставочных услуг, реальных механизмов воздействия на недобросовестных участников рынка не имеют.
А случаи недобросовестной конкуренции отнюдь не единичны. Так, во время работы выставки «Евроэкспомебель/ЕЕМ 2009» фасад выставочного павильона «Крокус Экспо» украшал огромный баннер с названием крупнейшего выставочного проекта «Экспоцентра» – смотра «Мебель». Кроме того, организаторы «Евроэкспомебель/ЕЕМ 2009» указывали на сайте смотра, что он-де имеет поддержку ТПП РФ, хотя в официальном плане поддержки выставочных проектов ТПП РФ на 2009 год эта выставка не значится.
МВК самовольно «распространил» патронат ТПП РФ еще на целый ряд своих проектов. В ТПП РФ называют шесть выставок этого оператора, которые проводятся под патронатом российской палаты. А в собственном плане выставочных мероприятий холдинг отметил знаком ТПП РФ 13 (!) своих смотров.
Копированием названий и тематик партнеров по выставочной отрасли грешит не только МВК. Широко известна в выставочном сообществе история о том, как «Крокус Экспо» создал своеобразный «клон» выставки по теме охоты и рыбалки и продолжает проводить свое мероприятие практически одновременно с основным тематическим смотром «Охота и рыболовство на Руси», который уже много лет проходит на ВВЦ под руководством его автора и организатора генерального директора РВК «Эксподизайн» Станислава Поважного. И уж вовсе не счесть подобных случаев в российских регионах.
Ссылаясь на такого рода примеры, отраслевые эксперты видят выход прежде всего в принятии нормативных документов, касающихся выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, на уровне федерального правительства. Особенно это важно в кризис, когда недобросовестная конкуренция способна нанести заметный ущерб работе сложившихся отраслевых рынков, для которых выставки остаются важным инструментом продвижения своей продукции.
А своим коллегам, которые нарушают профессиональный кодекс, выставочники предлагают либо привести бизнес в соответствие с принятыми нормами, либо открыто заявить о непризнании этих норм. Может, это не этичная с профессиональной точки зрения позиция, зато по-человечески честная и понятная.