Posted 3 октября 2009,, 20:00

Published 3 октября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 02:24

Updated 8 марта, 02:24

Как это было

Как это было

3 октября 2009, 20:00
Промышленные, сельскохозяйственные и различные специализированные выставки, вызванные к жизни развитием капитализма, получили в России в ХIХ – начале ХХ века широкое распространение. Они являлись важным событием в экономической и культурной жизни столиц и провинции. Эти смотры оказывали благотворное влияние на развитие

Первая публичная выставка российских мануфактурных изделий состоялась в 1829 г. в Санкт-Петербурге. Она разместилась в «Экспозиционной зале» – специально построенном для этой цели здании на стрелке Васильевского острова. Здесь же проходили Всероссийские мануфактурные выставки 1833, 1839, 1849 и 1861 годов. Планированием и организацией этих смотров занимался Департамент мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов, которое путем выставок стремилось «ознакомить публику с успехами отечественной промышленности, победить предрассудки, дающие преимущество всему иностранному, и отличиями и наградами за изящнейшие произведения возбудить дух соревнования между фабрикантами и поощрить их к дальнейшему усовершенствованию своих изделий».

Первая мануфактурная выставка, несомненно, явилась одним из крупнейших политических, экономических и культурно-просветительных мероприятий первой трети XIX столетия в России. Она заложила фундамент развития выставочного дела в России, а также правовую и организационную основу проведения последующих выставок. Так, правила второй Всероссийской мануфактурной выставки, которая проходила в 1831 году в Москве в здании «Благородного собрания» (Дом Союзов), практически полностью повторяли правила предыдущего смотра.

Первая провинциальная промышленная выставка была организована в 1834 году в Смоленске по инициативе местного Мануфактурного комитета. Эта инициатива была поддержана правительством. 25 августа 1836 года был опубликован «Именной указ об открытии в губернских городах выставок изделий», в котором приводились образцовые правила для подобных смотров. В это же время Министерство внутренних дел разослало «господам начальникам губерний» циркуляр, в котором содержались рекомендации по выбору помещений для экспозиций, а именно: «...назначение помещений для сих образцов в казенных общественных строениях, по удобности, а ежели сие представляется где-либо затруднительным, то, по согласованию с владельцами, в частных домах». В министерском циркуляре подчеркивалась необходимость издания выставочных каталогов.

Указ 1836 года вошел в Полное собрание законов Российской империи (№ 9485) и стал первым государственным документом, в котором был юридически закреплен порядок организации и проведения промышленных выставок в России. Законодательное утверждение этого документа на заре отечественного выставочного дела показывает, что промышленные выставки стали делом государственной важности. Организация последующих всероссийских и местных выставок проходит уже со ссылкой на правила 1836 года.

В 1843 году Министерство государственных имуществ организовало первую опытную сельскохозяйственную выставку в Одессе. В следующем году было проведено уже два таких смотра: в селе Великое Ярославской губернии и опять в Одессе. Успех смотров превзошел все ожидания. Они положили начало выделению сельскохозяйственной экспозиции в самостоятельный тип выставок.

В 1845 году последовало «Высочайшее повеление», которым предписывалось:

«1. Выставки сельских произведений учреждать в тех местах, где состояние сельского хозяйства того требует;

2. Руководство выставками поручать каждый раз особенному временному комитету;

3. К состязанию на выставки допускать все сословия;

4. На издержки каждой выставки ассигновать по 1000 рублей серебром из сумм Министерства государственных имуществ;

5. За представление лучших произведений выдавать по определению комитета выставки: медали, денежные премии и похвальные листы».

С 1843 по 1849 годы по распоряжению правительства было организовано уже 23 подобных смотра в разных частях империи. В них приняло участие 5802 экспонента, представивших 14 076 предметов; 1918 были поощрены наградами. Большую часть участников на них составляли государственные крестьяне по распоряжению своего местного начальства. Министерство государственных имуществ установило в 1849 году шесть округов (по 5–6 губерний в каждом) в европейской части России для регулярного проведения сельскохозяйственных выставок. В январе 1849 вступил в силу «Высочайший указ», по которому на выставки сельских произведений допускались и местные фабричные и ремесленные произведения.

В январе 1848 года было утверждено новое положение о промышленных выставках, которое «содействуя и степени настоящего развития промышленности, и потребности времени, заключало в себе единообразные правила для учреждения сего рода, как в столицах империи, так и в Варшаве». По новому положению выставки организуются попеременно в Петербурге, Москве и Варшаве через каждые четыре года на пятый. К участию в этих смотрах допускались жители всей империи, т.е. России, Польши и Финляндии. Новые правила законодательно закрепляли обновленный порядок проведения всероссийских мануфактурных смотров и присуждения наград. Для наиболее отличившихся участников выставок предоставлялось «право употребления государственного герба на вывесках и изделиях».

Бурное развитие капитализма, начавшееся после реформы 1861 года, повлекло за собой стремительное увеличение количества разных выставок, особенно сельскохозяйственных. Инициатива в этом деле перешла в руки местных научных обществ и земств. Выставки стали устраиваться не только в столицах и губернских городах, но и в уездных городах и селах. Всего с 1843 по 1887 год было проведено 588 сельскохозяйственных выставок, из них 27 – в губерниях и областях Азиатской России. Правительство отказалось от самостоятельного устройства сельскохозяйственных выставок, не выделяло субсидий для их организаторов. По общему правилу местные сельскохозяйственные выставки объединялись с промышленными смотрами. Выработался распространенный тип местной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки.

Огромную роль в развитии выставочного дела сыграли различные научные и деловые общества, в большом количестве возникшие в России в XIX веке. Среди них выделялись Вольное Экономическое Общество, Русское Техническое Общество, Российское Общество Садоводства, Московское Общество сельского хозяйства и др. В уставах большинства этих обществ имелись положения о выставочной деятельности.

Август 1914 года прервал выставочную деятельность в России... Однако уже в 1916 году Государственный совет утвердил Положение о порядке устройства выставок и о заведовании ими, проект которого еще в 1912 году был одобрен на заседании Думы. Это новое положение должно было упорядочить систему организации выставок, проведение экспертизы на них и назначение наград. Решение всех этих вопросов возлагалось на специальные Выставочные комитеты при Министерстве торговли и промышленности и при Главном управлении земледелия и землеустройства.

Общее количество промышленных, сельскохозяйственных и различных специализированных выставок, проведенных в России в ХIХ – начале ХХ века, трудно поддается учету. Число это огромно – несколько десятков тысяч.

Областные выставки захватывали близлежащие губернии, отличались серьезной организацией и большим количеством участников (Екатеринбург 1887 г. – 2500 участников, Ташкент 1889 г. – 1300 участников, Тифлис 1889 г. – 2500 участников, Киев 1897 г. – 1700 участников, Одесса 1910 г. – 1400 участников). Эти выставки устраивались чаще всего местными научными обществами. Для их проведения требовалось обязательное разрешение правительства, которое обычно выделяло субсидии из государственной казны.

Огромное количество местных выставок не представляло собой однородной массы и подразделялось на губернские и уездные. Губернские выставки организовывали земства, реже – городские управления. Они привлекали довольно много участников (Херсон 1890 г. – 600 участников, Рига 1901 г. – 800 участников). Уездные выставки проводились очень часто, особенно сельскохозяйственные. Они устраивались уездными земствами, страдали плохой организацией и отсутствием квалифицированной экспертизы. Часто такие выставки проводились во время больших городских и сельских ярмарок. Их участниками были в основном крестьяне и кустари.

В отдельную группу надо выделить и международные выставки, организованные на территории России. Они устраивались либо различными научными обществами, либо правительством. Эта группа насчитывает около 50 выставок.

Промышленные выставки находились в ведении Министерства торговли и промышленности. Выставки сельскохозяйственные, лесные, животноводческие, рыбопромышленные, охоты, кустарные и земельных улучшений состояли в ведении Главного управления землеустройства и земледелия. Все выставки подразделялись также на правительственные (организованные вышеназванными министерствами) и частные (устраиваемые различными научными или профессиональными обществами, коммерческими или торгово-промышленными учреждениями, земствами, городскими общественными управлениями и отдельными лицами). Если частные выставки устраивались с соисканием правительственных наград, то для этого обязательно требовалось разрешение соответствующего министерства. Огромное количество различных местных выставок, организуемых без соискания правительственных наград, проводилось с разрешения местных властей. Право изображения государственного герба на изделиях и товарах являлось высшей выставочной наградой, которая присуждалась только на правительственных выставках. Это был первый знак качества в истории России, который начал применяться с 1829 года.

Значение русских промышленных, сельскохозяйственных и специализированных выставок велико и разнообразно. Они представляли собой наглядную картину состояния различных отраслей промышленности, науки, техники, сельского хозяйства (а в отдельные периоды и изобразительного искусства) отдельного уезда, губернии, области, всей страны в целом за определенные периоды времени. Публичное соревнование производителей и установившаяся система поощрения лучших произведений превращали выставки в арену острой конкурентной борьбы, вынуждавшую постоянно совершенствовать производство. Выставки являлись также лучшим способом внедрения в практику изобретений. Массовое привлечение посетителей и представителей деловых кругов способствовало наглядной рекламе товаров. Выставки стали местом заключения крупных торговых сделок и распродажи отдельных экспонатов после их закрытия. Таким образом, главное и основное значение этих смотров заключалось в стимулировании развития промышленности, сельского хозяйства, кустарного производства, а также нахождения новых рынков сбыта товаров и оживления торговли в целом.

Выставки были одним из способов выяснения статистики, так как каждый участник в анкете-заявке должен был сообщать подробные сведения о своем производстве, например: количество рабочих и машин, сумма оборотного капитала, места получения сырья и сбыта продукции и т.д. Все эти данные поступали в земства и служили исходным материалом для составления статистических данных по всей России. На некоторых выставках устраивались специальные статистические отделы.

Всероссийские и местные выставки имели большое просветительское и общеобразовательное значение. Соединение в одном месте богатства страны или отдельной губернии, ее умственных и производительных сил знакомило широкие массы населения и самих участников с новейшими достижениями всех сфер деятельности русской нации. На этих смотрах было прочитано много лекций, организовано посещение фабрик, заводов, сельскохозяйственных ферм и питомников. Демонстрационные показы, изготовление некоторых видов продукции, научные и деловые съезды производителей прочно вошли в практику организации выставок как всероссийских, так и местных.

Большое, до сих пор не оцененное по достоинству влияние оказали отечественные выставки на развитие архитектуры, строительной техники, инженерной мысли, на градостроительное развитие русских городов конца ХIХ – начала ХХ века.

С выставками связано зарождение и развитие искусства экспозиции, которое служит не только целям промышленной рекламы, но и является важным средством эмоционального и идеологического воздействия на широкие массы населения. Поиски новых форм решения экспозиции предвосхитили появление некоторых направлений современного коммерческого искусства, в частности, поп-арта и его архитектурной разновидности.



От редакции:

В настоящее время ни одного государственного закона, регулирующего выставочную деятельность, нет.

"