Posted 24 августа 2009, 20:00
Published 24 августа 2009, 20:00
Modified 8 марта, 07:15
Updated 8 марта, 07:15
Вся прошлая неделя была относительно благополучной для российского фондового рынка. Индексы РТС и ММВБ держались выше 1000 пунктов на фоне дорожающей нефти. Котировки «черного золота» выросли примерно на 6%, цена американской смеси WTI и вовсе прибавила 9,5%. А в пятницу все мировые финансисты по-настоящему расправили крылья – Америка заявила о выходе из рецессии. «Экономика США стоит на пороге долгожданного восстановления после «жестокой рецессии» и худшего финансового кризиса со времен Великой депрессии», – сообщил глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке. По его словам, появляются предпосылки, указывающие на возвращение к росту в ближайшем будущем.
Реакция биржевиков была соответствующей. В понедельник азиатские рынки выросли на 2,4–3,4%. Европейские индексы в начале сессии, не сговариваясь, поднялись на 1%. А нефтяные котировки достигли отметки в 75 «зеленых» за баррель. Российский РТС вчера утром всего за несколько минут взлетел на 3%, достигнув 1080 пунктов. ММВБ дополз до 1110, заметно окреп и рубль. По отношению к доллару он прибавил 39 коп., у евро отыграл 31 коп.
Позитивных новостей в последнее время было в самом деле много. Япония, Франция и Германия недавно объявили о росте своих ВВП во втором квартале. Отмечено оживление на рынке жилья в США. Видимо, слова Бена Бернанке просто окончательно уверили биржевиков в улучшении экономической ситуации в мире. Российские эксперты подтвердили: рынки поверили, что все будет хорошо. «Пик кризиса на Западе пройден – это очевидно. Мировые центробанки активно накачивают экономику ликвидностью. Сейчас на рынках царят позитивные ожидания, – рассказала «НИ» аналитик фондового центра Вероника Чекина. – Думаю, эти ожидания позволят нашим рынкам расти и в третьем, и в четвертом кварталах этого года. Ничего сверхъестественного мы не покажем – будем ходить за Америкой и Китаем. Но если все будет хорошо, наши индексы вполне могут дойти до 1200–1300 пунктов к концу года. А может, и больше». По словам специалиста, фундаментом роста станет дорожающая нефть. «Все фьючерсы до декабря торгуются выше 75 долларов за баррель. Можно утверждать, что пока спекулянты настроены разгонять рынок. Это, помимо прочего, поддержит курс рубля. Он удержится на нынешних уровнях. Не вижу причин, чтобы рубль сильно ослаб», – сказала г-жа Чекина.
Впрочем, есть и более осторожные оценки. «Интервью глав крупнейших центробанков, их «словесные интервенции» лишь успокоили рынок. Да, есть зеленые ростки в мировой экономике, но нет зеленого газона. Видимо, пока что можно говорить о достижении дна. Никто не говорит об устойчивом росте. Абсолютно не исключено, что рынки не начнут рыть дно», – поведал «НИ» ведущий эксперт института «Центр развития» ГУ-ВШЭ Сергей Пухов. По его мнению, на российских рынках в перспективе сохранится высокая нестабильность. Значения индексов долгое время могут колебаться в пределах 1000 плюс-минус 300 пунктов.
Кроме того, специалист поставил под сомнение стабильность нефтяных котировок. «Мне цены на нефть всегда казались высокими – бензин дорогой, не то что в Венесуэле. Стоимость нефти вполне может упасть до 50 долларов за баррель. Эта цена ближе к истине», – сказал экономист. Отметим, что вчера с прогнозом г-на Пухова согласились аналитики ведущего немецкого банка Deutsche Bank. Они понизили свой прогноз по цене нефти в четвертом квартале с 70 до 50 долларов за «бочку». А прогноз на 2010 год понижен с 75 до 55 долларов за баррель.
Однако даже если цены на нефть не изменятся, курс рубля все равно может упасть. Так считает финансовый аналитик крупной брокерской компании Александр Купцикевич. По его словам, доля нефти в российском экспорте – не более 57%. Большой доход дает также экспорт металлов и газа. Но цены на металлы упали в этом году на 40% – доход от экспорта снижается. Плюс аналитик прогнозирует снижение доходов от экспорта газа. По его словам, за 12 месяцев стоимость газовых фьючерсов упала с 13,7 до 3,3 доллара за БТЕ (британская термическая единица). Это приведет к падению доходов российских компаний и снижению спроса на рубль.