Свои выводы социологи построили на основании исследования роста цен и, соответственно, снижения потребления основных продуктов питания. При этом сравнивались различные социальные группы населения нашей страны: молодежь и пенсионеры, женщины и мужчины, горожане и крестьяне. В среднем по стране женщинам по равнению с мужчинами пришлось больше урезать свой рацион. И если хлеба оба пола стали есть меньше примерно в равной степени (сократили его потребление 14% женщин и 12% мужчин), то, например, мяса теперь меньше потребляют 39% дам, тогда как у кавалеров этот показатель составил 34%. И любовь к диетам тут явно ни при чем. Фруктов прекрасная половина кушает гораздо меньше, чем сильный пол, – 20 и 25% соответственно.
В нелегком положении оказались сельские жители. Самая большая разница в потреблении между городом и деревней пришлась на рыбу и молочные продукты. Расходы на дары моря снизили 24% жителей каменных джунглей и треть селян. Может, конечно, они сами таскают карасей в деревенском пруду? Но молочные продукты, которые производятся в деревне, в основном тоже достаются более состоятельным городским. Снижение спроса на них у крестьян составляет 28%, у горожан – 20%. Но самая пугающая разница в уровне жизни оказалась, по данным социологов, у молодежи (18–29 лет) и стариков (свыше 60 лет). Так, сразу 46% пенсионеров пришлось сократить потребление мяса, молодым – 20%. По молочным продуктам эти показатели у стариков – 27%, у молодежи – 20%.
По традиции отдельной категорией наших сограждан являются жители столицы. Их социологи сравнивали с людьми, проживающими в городах с населением 100–500 тыс. человек. Цифры пугают. Четверть провинциалов сократили потребление молочных продуктов, а у столичных жителей этот показатель 9,4%. В Москве урезали свой мясной рацион 23,8% горожан, в малых городах – сразу 40,1%. Показатели по хлебу и вовсе отличаются более чем в три раза. Меньше его стали покупать 2,9% москвичей, против 9,4% жителей провинции!
«Кризис выявил большой разрыв между социально-демографическими категориями населения, – рассказала «НИ» гендиректор компании «Башкирова и партнеры» Елена Башкирова. – Но нужно отметить, что эти различия были всегда, просто кризис их еще больше увеличил». Социолог отметила, что на первом месте из продуктов питания, на которые сокращаются расходы, стоит мясо. «По нашим данным, до 5% россиян сегодня вообще отказываются от потребления мяса, – привела пример г-жа Башкирова. – И не из вегетарианских соображений, а потому что нет денег».
Не менее показательны и данные по другим категориям товаров. Так, по сведениям Елены Башкировой, от покупки бытовой техники пришлось отказаться 46% жителей села и 40% горожан. По одежде сокращения произошли у 45% селян и 37% жителей городов. «Что касается поездок на отдых, то здесь разрыва между городом и селом практически нет, – сказала социолог. – Просто по одной простой причине, что селяне и до кризиса крайне редко куда-то выезжали». Впрочем, есть еще и счастливчики, которых кризис затронул не так сильно. Ни от чего пока не отказываются 16% горожан и 13% сельских жителей. В возрастных категориях каждый пятый молодой человек сохранил докризисный уровень потребления, среди пенсионеров таких оказалось 16%. Впрочем, многим старикам и сокращать, собственно, нечего.