Posted 9 августа 2009, 20:00
Published 9 августа 2009, 20:00
Modified 8 марта, 07:21
Updated 8 марта, 07:21
Проверка должна быть проведена до 10 ноября 2009 года, и по ее итогам президент поручил представить предложения, в том числе о целесообразности дальнейшего использования самой организационно-правовой формы госкорпорации. Напомним, что в настоящее время в стране существуют восемь госкорпораций. Это «Ростехнологии», «Роснано», «Росатом», Внешэкономбанк, «Олимпстрой», Фонд содействия реформированию ЖКХ, Агентство по страхованию вкладов и «Автодор». Каждая из них была создана отдельным президентским указом. Явление это уникальное, поскольку никакие другие государственные или частные предприятия в стране не обладают такими привилегиями. В частности, госкорпорация не может быть признана банкротом, на нее не распространяются требования об обязательном раскрытии информации. Более того, никакие федеральные органы не могут вмешиваться в деятельность корпораций, они лишь один раз в год отчитываются перед кабинетом министров.
Очевидно, что с такими привилегиями госкорпорации чувствовали себя вполне вольготно. Фактически они сами себя контролировали, хотя получали государственные деньги и имущество в распоряжение. Однако в Кремле посчитали, что отсутствие госконтроля не способствует их эффективной деятельности. Весной этого года президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства подготовил проект, в котором предлагалось преобразовать госкорпорации в другие юридические формы, не обладающие специальными привилегиями. Видимо, президент Медведев прислушался к советам экспертов, организовав теперь тотальную проверку.
«Госкорпорации – это структуры с неясными формулировками правовой основы деятельности. В документе президентского совета прямо говорится, что это – нонсенс. Скажем, государственные средства, передаваемые им, перестают быть государственными, – рассказал «НИ» научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский. – А учитывая череду связанных с компаниями скандалов, решение президента напрашивалось. Можно вспомнить историю, как некоторые корпорации размещали средства в коммерческих банках, зарабатывали, используя деньги не по назначению. Много говорилось о гигантских премиях руководству компаний, подарках, представительских расходах. При этом отчитался о своей деятельности только Фонд ЖКХ».
Директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев согласен: долго искать мотив для начала проверок не пришлось. «Думаю, причин у президента было более чем достаточно. Например, прокладка труб для «голубого потока» стоила нам в 3–4 раза дороже, чем для Турции. Госкорпорации получают подряды безо всяких тендеров. Перерасход средств гигантский. Проблем очень много: Олимпиада, «АвтоВАЗ», дороги, строительство на Дальнем Востоке», – поведал «НИ» экономист.
Тем не менее г-н Иноземцев убежден, что глобальной встряски после проверки не будет. Госкорпорации будут жить, как раньше. «Думаю все же, что это пиар-акция. По ее итогам будут некоторые перестановки на уровне вторых лиц компаний. Часть виновных накажут. Однако закончится все не уголовными делами, а публичной отставкой некоторых не самых высших руководителей. Что касается организационной структуры, здесь изменений не будет. Госкорпорации останутся предельно закрытыми», – прогнозирует ученый.
«Громких коррупционных разоблачений я не жду. Чем все завершится – пока сложно сказать. Нужно подождать три месяца. Впрочем, уже одно решение о начале проверки – красноречивый сигнал. Начинается пересмотр решений, принятых в последние годы. Возможно, госкорпорации действительно лишат привилегий, изменят их структуру. Пока все на это направлено», – считает Никита Кричевский.