По данным опроса, проведенного в 46 регионах России, ровно половина респондентов в той или иной степени интересуются событиями в Южной Осетии. Интересным образом менялось мнение россиян о наилучшем статусе этой республики. Так, в два раза сократилось число считающих, что Южная Осетия должна входить в состав Грузии. Если в 2004 году так думали 12% опрошенных, то сейчас их оказалось только 6%. Но за этот же период с 30 до 40% выросла доля сторонников независимости этой кавказской республики. Почти неизменным осталось лишь количество желающих видеть югоосетин в составе Российской Федерации: в 2004 году их было 34%, в этом – 35%.
Надо признать, что по отношению к конфликту на Кавказе россияне занимают весьма осторожную позицию. Так, на вопрос, надо ли включать Абхазию и Южною Осетию в состав России, 28% ответили, что «нужно подумать, стоит ли это делать». Еще 24% респондентов готовы вернуться к этому вопросу, но позже, «когда страсти улягутся». Поровну разделилось число сторонников и противников приращения земли Русской за счет соседей – с обеих сторон по 17%.
Весьма неоднозначно оценивают россияне поспешное признание российскими властями независимости Абхазии и Южной Осетии. Треть респондентов (29%) уверены, что этот шаг пошел на пользу нашей стране. 15% видят в этом только вред. Большинство же россиян (40%) сочли, что это решение совершенно безобидно и «не принесло ни пользы, ни вреда». Впрочем, более половины опрошенных (54%) уверены, что в любом случае необходимо оставить российские войска в Южной Осетии. На возвращении наших солдат домой настаивают 24% респондентов.
По мнению заместителя директора Левада-Центра Алексея Гражданкина, кардинальных изменений общественное мнение за прошедший год не претерпело. Большинство россиян продолжают поддерживать действия властей по вводу войск в Южную Осетию и последующее признание независимости двух кавказских республик. Однако социолог отмечает, что год спустя увеличилось число различных мнений по этому вопросу. «Сомнений стало немного больше», – сообщил «НИ» эксперт. По его словам, в 2008 году в разгар конфликта под воздействием пропагандистской машины население сплотилось вокруг власти, «окруженной со всех сторон врагами». «В такие моменты разум и способность анализировать ситуацию отступают на второй план», – пояснил г-н Гражданкин. Но в течение года люди постепенно стали разбираться в ситуации, и самое главное – начали формировать свое собственное мнение о конфликте в Южной Осетии.